Был и остается
Михаилу Швыдкому исполняется 70. Его карьера — уникальный пример того, как не вовлеченные в политику люди продолжают считать министром культуры чиновника, который покинул эту должность 15 лет назад
Когда в 2004 году на удивление всему культурному сообществу Швыдкого попросили с поста министра культуры, Андрей Колесников написал в «Ъ», что преемник Михаила Ефимовича останется известен хотя бы тем, что занял пост после Швыдкого. Никто так и не сформулировал, чем недовольна тогда была власть в развитии культурной сферы. Грешили на «теневого министра культуры» Никиту Михалкова, который еще не имел федерального эфира, но уже в душе был отъявленным «бесогоном». Режиссер доносил на министра на заседании Госсовета по культуре, и этот его шаг, говорят, не поняли даже друзья. В России с ее историческим опытом к этому жанру относятся плохо люди самых разных политических взглядов. Впрочем, есть и иная версия того, что стало точкой в карьере министра. На новогоднем «Огоньке», показанном «Россией», он сплясал с Людмилой Гурченко слишком шутливый танец. Был слух, что наверху пляску посчитали нарушением границы дозволенного высокому чиновнику. Признаться, еще в годы работы Михаила Ефимовича министром мне действительно казалось, что, например, интервью с заголовком «Иногда я матерюсь и еще люблю выпить» («МК») должно несколько шокировать его коллег по управлению страной.
При всем этом интересен феномен общественного мнения, которое, не обращая внимание на высочайшие указы, само отбирает лучших. Находясь вместе со Швыдким в аэропорту, на улице или в самолете, я не раз наблюдал, как люди провожают его фразой: «Смотри, министр культуры пошел». И это несмотря на то, что министров культуры после Швыдкого было у нас немало и в целом каждый в меру сил и убеждений боролся за культуру.