«Авантюристы отвечали на запрос времени»
У одной из самых загадочных фигур эпохи просвещения — графа Калиостро — день рождения: в этом июне ему стукнуло 275. Не так много, учитывая мистические способности графа проникать в грядущее и прошлое, и весьма изрядно, учитывая, что споры об этой фигуре не затихают до сих пор. Кем же был этот уникальный авантюрист и что так манило его в России?
Имя графа Калиостро у нас широко известно — и не только потому, что при Екатерине II он приезжал в Россию лично. Популярным уже в наше время его сделал фильм Марка Захарова «Формула любви», где роль загадочного иностранного мистика исполнил Нодар Мгалоблишвили: в фильме он оживлял статую, в которую был влюблен юный помещик, однако на поверку оказывался завзятым мошенником. Насколько соответствует реальности этот образ?
Прямо скажем, не полностью. Настоящий граф Алессандро Калиостро был известнейшей и весьма авторитетной фигурой в Европе — в этом качестве он и приезжал в Российскую империю. Важно добавить: имя графа специалисты по эпохе Просвещения (так называлось то время) сегодня ставят в один ряд с другими героями эпохи — великим любовником Джакомо Казановой и великим мистиком, графом Сен-Жерменом. Что их объединяет?
Ответ на этот вопрос знает Александр Строев — профессор компаративистики Университета Париж III Новая Сорбонна. Еще в 1990-х профессор Строев выпустил книгу «Авантюристы Просвещения», где рассказал не только об известных, но и о забытых авантюристах эпохи. А в конце прошлого года во Франции вышел его новый труд, который он называет неофициальным продолжением той, первой книги: «Россия и Франция Просвещения: монархи и философы, писатели и шпионы».
Мы связались с Александром Строевым, чтобы узнать, кем же были авантюристы Просвещения и какое время их породило.
— XVIII век оказался богат на авантюристов: Калиостро, Казанова, Сен-Жермен — и это только самые известные из них. В чем секрет этого феномена?
— Ответ на ваш вопрос — в кризисе европейского мировоззрения на рубеже XVII– XVIII веков. Только представьте: мир становится иным, уходят в прошлое традиции и правила, на смену приходит вольнодумство — люди вдруг понимают, что могут изменить свою биографию, могут путешествовать, реализовать себя как-то иначе. Вообще, авантюристы всегда появляются на переломе эпох — они носители перемен. Так происходит и в эпоху Просвещения.
Но дело, конечно, не только в этом. Мы привыкли думать о XVIII веке как о веке разума, когда именно разум мечтали поставить на место Бога. Однако подлинное Просвещение — это такие люди, как маркиз де Сад и мои авантюристы. Если хотите, это подсознание Просвещения.
Код Калиостро
— Начнем с нашего героя. Кем был граф Калиостро? Мистик, философ, целитель?
— Мистик и целитель — это безусловно. При этом его нельзя назвать типичным представителем авантюристов того времени, напротив, он не типичный, он самый яркий. Приведу пример. В эпоху Просвещения многие авантюристы занимались целительством. К примеру, Казанова излечил даму, у которой была кожная болезнь, но в его случае речь, скорее, о сообразительности — он посадил эту даму на диету и дал ей какие-то будто бы магические средства. А вот фантастические исцеления, в том числе оживление мертвых, связаны именно с именем Калиостро: в России он якобы оживил младенца. Есть версия, что не оживил, а подменил, и тем не менее об этом случае говорили все. Если хотите мое мнение, то думаю, он действительно мог исцелять — у него была сильная аура целителя. Мы с женой, этнолингвистом, как исследователи имеем опыт общения с деревенскими знахарями — в каждом, поверьте, чувствуешь невероятную внутреннюю силу. Так же и Калиостро: в отличие от Казановы он не был образован, но умел подчинять себе абсолютно всех.
Известно, что даже Екатерина ІІ немного побаивалась его, когда Калиостро приехал в Россию. К сожалению, до сих пор полностью не опубликован дневник шевалье де Корберона, поверенного в делах Франции в России, который принимал Калиостро у себя в Петербурге, оттуда можно было бы почерпнуть гораздо больше сведений о его пребывании у нас.
— Вы хотите сказать, что он вовсе не был мошенником?
— Все известные авантюристы того времени не были просто мошенниками — они были одновременно писателями, философами, мистиками… Тем и интересны! Да, после возвращения в Европу Калиостро оказался помимо своей воли втянут в скандал с ожерельем королевы Марии-Антуанетты (мошенники выманили его у ювелиров от имени королевы.— «О»), и его карьера закатилась. Однако в начале 1780-х он был властителем дум всей Европы и, я уверен, имел на это все основания.
— А откуда это увлечение мистикой? Ведь на дворе век Просвещения…
— Это все те же тени Просвещения: в XVIII веке наступает кризис христианской веры, и ее пытаются заменить мистикой. Казалось бы, век разума… Но люди уверены, что рядом с нами существует параллельный мир духов. Считается, что особо одаренные индивидуумы могут общаться с этим невидимым миром, даже управлять им, в чем им либо помогают духи, либо некое тайное знание, идущее из глубины времен. Главными проводниками мистических идей, естественно, становятся авантюристы: к примеру, Калиостро утверждает, что колыбелью мистического знания является Древний Египет. Египет тогда вообще на острие общественного интереса: иероглифы пока не переведены, каждый пытается сделать это сам (как, к примеру, фаворит Екатерины Платон Зубов), ходит множество мистических теорий, а египетскую символику используют масоны. Так что Калиостро идет в ногу со временем.