Победили мы не только фашистов, но и тех, кто пошел воевать за их рейх

ОгонёкИстория

Армия нашествия и чужая Отечественная

Для военных историков тут новости нет, но остальным важно помнить: воевали с нами далеко не одни только немцы. Отмобилизована была почти вся Европа — пусть с разной степенью военной и политической вовлеченности. Стало быть, и победили мы не только фашистов, но и тех, кто пошел воевать за их рейх.

Испанско-фашистские добровольцы по дороге на русский фронт. Через эту «Голубую дивизию» прошли 47 тысяч. Больше всего им досталось под Ленинградом 

Начнем с нескольких штрихов — для наглядности. Брестскую крепость штурмовали австрийцы (их 4‑я дивизия после аншлюса стала 45‑й дивизией вермахта). На Бородино в ноябре 1941‑го мы снова били французов (легион добровольцев в 7 тысяч штыков из этой страны придали 4‑й армии фон Клюге). Блокадный Питер обстреливали из гаубиц, сделанных на заводах чешской «Шкоды» и французского «Ле Крезо». Под Смоленском и Тулой особую жестокость в боях с мирным населением проявили финны. А по части пограбить сильнее всех были румыны, при которых из Одесской оперы исчез даже занавес…

Александр
Сабов

Само собой, это не все подвиги армии нашествия, которая несла нам европейские ценности под гитлеровским флагом. Но и беглое перечисление впечатляет: нацисты, выходит, мобилизовали на войну с нами Европу (за исключением Великобритании, Ирландии и пары нейтральных стран). Зачем Гитлеру это понадобилось, в общем, понятно. Оста‑ лось понять: почему пошли в оккупанты те, чьи потомки сегодня не устают сравнивать фашистскую оккупацию с советской?

Что такое коллабо. И как с ним бороться

На древе Великой Победы уже 75 юбилейных колец. Склоняясь над ни‑ ми, историки, архивисты, военные, учителя и, конечно, политики с каждым годом находят все больше разительных отличий в том, как понимали войну те, кому она выпала, и как понимают они — те, кому выпал только счастливый ее итог (о несчастливом итоге, по счастью, можно не думать). Дело даже не в затухающей памяти: просто за последние полвека о той войне открыто так много «правд», что их все труднее отличать от неправды. Вот картина и изменилась.

Как и чему доверять в этой новой картине? Как отсеять искажения и хитрую ретушь, как не упустить истину в новом раскладе красок? А может, просто всего-то и надо — дать истории еще сколько-то времени, чтобы она сама все расставила по местам, и тогда обожженные на поколения этой войной народы смогут, наконец, поговорить о ней друг с другом начистоту?

Где-то лет 40 назад — фактически на середине пути между победой и нынешними сомнениями — мой хороший товарищ, летчик истребительного авиаполка «Нормандия — Неман» Константин Фельдзер отвечал на такого рода умствования, как правило, с матерком, которому на всю жизнь научился на русском фронте:

— Ты пойми, ни хрена никогда ждать не надо, правду надо отстаивать здесь и сейчас, а не дожидаться удобного случая. Иначе выходит, что сотрудничаешь с неправдой…

Константин не дожил до нынешних дискуссий о войне и победе. Но своей жизнью сполна разъяснил, как отличать тех, кто неправде сопротивляется, от тех, кто готов с ней сотрудничать. Кстати, как раз таких, «сотрудничающих», в годы войны в его стране коллаборационистами и прозвали — если сокращенно, то «коллабо».

Мы познакомились в 1980‑е, в корпункте «Литгазеты» во Франции. Я писал историю прославленной эскадрильи к очередному 9 Мая, но довольно быстро понял, что личная сага военного летчика в праздничные каноны не вписывается — она вообще не про то, что историю пишут одни победители. Вот обстоятельства.

В мае 1940 года, когда «странная война» во Франции, почти год гремевшая в окопах солдатскими котелками, на‑ конец, рявкнула пушками, младший лейтенант Фельдзер успел сбить свой первый немецкий самолет, но в следующем бою был сбит и сам. Тунис, Алжир, Гибралтар, Испания — где только его не носило, а когда снова оказался во Франции, пришлось предстать перед военным судом. Страна только стала Франкрейхом (территорию поверженного врага Гитлер поделил, включив север с Парижем в свой рейх, а «свободную зону», тот самый Франкрейх, отдал марионеточному правительству в городке Виши, известном до того лишь по марке минеральной воды). Видать, суматоха с разделом летчику и помогла, приговор не учел сбитый им самолет и вышел относительно мягким: «за самовольное оставление части — год тюрьмы».

Туда, в тюрьму, к пилоту и примчался некий майор Пьер Константини, он формировал «Легион французских добровольцев» на восточный фронт, пилоты, понятно, были в цене. Скажи Фельдзер ему «да», он бы мигом обрел и свободу, и право вернуться в небо. Впрочем, Фельдзер не сказал и «нет», он просто сложил три пальца в известную конфигурацию и предъявил майору. Срок свой в итоге он досидел до конца, до «Нормандии — Неман» окольными путями добрался к 1944‑му. Но войны на его век хватило: на той самой Березине, где закончилась армия Наполеона, летчики «Нормандии» успели повоевать с «Легионом французских добровольцев», недобитым на Бородино. А 1 августа, уже в бою над Кенигсбергом, Фельдзер снова был сбит и вы‑ прыгнул из горящего самолета.

Обгоревший, почти потерявший зрение, летчик очнулся в лагере для советских военнопленных в Лодзи. Оказалось, там содержится и его боевой товарищ по эскадрилье Жан Бейсад. Условия в лагере были до того тяжелые, что летчики решили обратиться в Красный Крест с просьбой переместить их в лагерь для французских военнопленных. Комиссия Красного Креста отказалась признать их французами по факту службы в Красной Армии. Тогда они реши‑ ли бежать и доверились соотечественнику, который в лагере пек булки, то же самое он делал до войны в Пуатье. Летчики попросили у него хлеба на дорогу. Он обещал, а ночью эсэсовцы их подняли с нар: «Большевики! Бежать?!» Все-таки они выживут, а после войны разыщут этого булочника в Пуатье и нач‑ нут против него судебный процесс. Синдикат булочников города пригрозит встречным обвинением — «за диффамацию, за оскорбление чести узника гитлеровских концлагерей». Подумав, летчики заберут свой иск назад.

Что тут скажешь, одни воевали с врагом, другие, чтобы выжить, пекли ему булки: нация была глубоко изранена и разъединена — как вся Европа. Гитлер, напомню, поставил Францию на ко‑ лени за 44 дня, многие и понять не успели, что случилось. А глава новой страны, названной по имени минеральной воды, маршал Петен, первым делом при‑ казал оставшейся армии разоружиться; это вдобавок к тому, что больше миллиона французов уже были в немецком плену. Ключевым термином нового государства провозгласили коллаборационизм: сотрудничать со всей душой, но — не сходя с места, не записываясь в вермахт, а только вооружая его. Такой вот нейтралитет.

«Коллаборационизм спасет нацию!» — публично, чтобы услышали обе половины Франции, сказал Петен Гитлеру. Тот вроде не возражал, но потребовал, что‑ бы вместо пленных солдат на рейх работали профессионалы,— на первых порах фюрер хотел от Франции как минимум 350 тысяч квалифицированных рабочих. Так родился еще один коллаборационистский термин — «переупряжка». «Французские рабочие руки — это наше мирное участие в победе Европы над большевизмом»,— твердил посол Виши в Париже Фернан де Бринон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Удаленный доктор Удаленный доктор

В режиме чрезвычайной ситуации врач сможет удаленно назначать лечение

Огонёк
Болит ли у собак голова? Болит ли у собак голова?

Что объясняет сгрызенный кроссовок и полтора часа воя на дверь шкафа?

Maxim
Средний лишний Средний лишний

Почему в России уже 20 лет не растет средний класс

Огонёк
“Заправимся” от дороги: беспроводная зарядка электромобилей будущего “Заправимся” от дороги: беспроводная зарядка электромобилей будущего

Ученые сделали еще один шаг к беспроводной подзарядке электромобиля

Популярная механика
«Следы войны с нами до сих пор» «Следы войны с нами до сих пор»

С демографической точки зрения Великая Отечественная не закончена

Огонёк
Надежда Толоконникова: «В России человек любого пола должен уметь постоять за себя» Надежда Толоконникова: «В России человек любого пола должен уметь постоять за себя»

Участница Pussy Riot о новом сингле «Нож» и домашнем насилии

Maxim
Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
Развод с Фоменко и любовь ради пиара. Жизненные неурядицы Марии Голубкиной Развод с Фоменко и любовь ради пиара. Жизненные неурядицы Марии Голубкиной

Мария Голубкина была замужем за Фоменко и встречалась с Василием Ливановым

Cosmopolitan
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Как изменилась система поиска детей в США: история 6-летнего Итана Патца Как изменилась система поиска детей в США: история 6-летнего Итана Патца

Однажды маленький мальчик ушел из дома и не вернулся

Cosmopolitan
7 самых ярких звезд искусственного интеллекта 7 самых ярких звезд искусственного интеллекта

Вещи вокруг нас стремительно умнеют, набираясь искусственного интеллекта

Русский репортер
Как носить кожу летом и не париться (во всех смыслах) – рассказывает стилист Как носить кожу летом и не париться (во всех смыслах) – рассказывает стилист

Как носить кожу летом и не испытывать дискомфорт

Cosmopolitan
Сила есть Сила есть

Создание одной из самых успешных франшиз без магии, вероятно, не обошлось

Вокруг света
Эффект природы Эффект природы

Современный минималистский интерьер Максима Гаевского

SALON-Interior
А что я сделала, чтобы помочь? Регина Тодоренко выпустила фильм о проблеме домашнего насилия А что я сделала, чтобы помочь? Регина Тодоренко выпустила фильм о проблеме домашнего насилия

Фильм, посвященный проблеме абьюза в России — «А что я сделала, чтобы помочь?»

Forbes

10 самых экзотичных переложений европейских фильмов в Голливуде

Esquire
«Абсолютная пустышка»: что российские политики и бизнесмены говорили об Илоне Маске и его проектах «Абсолютная пустышка»: что российские политики и бизнесмены говорили об Илоне Маске и его проектах

Илон Маск готовится запустить людей на орбиту на частном корабле

Forbes
Гор Нахапетян: Чего смешного? Зачем нам нужно чувство юмора, когда рушится мир Гор Нахапетян: Чего смешного? Зачем нам нужно чувство юмора, когда рушится мир

Гор Нахапетян рассказывает, зачем нам нужен «смех во время чумы»

СНОБ
Использование грунтовых вод поставило 200 миллионов людей перед угрозой отравления мышьяком Использование грунтовых вод поставило 200 миллионов людей перед угрозой отравления мышьяком

Почти все люди из группы риска отравления мышьяком — жители юга и востока Азии

N+1
«Делать попкорн вместо французской кухни»: как спасти бизнес в пандемию «Делать попкорн вместо французской кухни»: как спасти бизнес в пандемию

Что следует помнить, чтобы правильно диагностировать проблемы бизнеса?

Forbes
Гороскоп на диване Гороскоп на диване

Татьяна Алешичева об экранизации «Светил» Элеанор Каттон

Weekend
Чудо-танки в июне сорок первого: фиаско Чудо-танки в июне сорок первого: фиаско

Загадочные и противоречивые советские танки Великой Отечественной войны

Популярная механика
Александр Дворкин: Унесенный Эрманом. Какая книга заставила священника Усатова отречься от веры Александр Дворкин: Унесенный Эрманом. Какая книга заставила священника Усатова отречься от веры

Монолог бывшего священника, в котором он объясняет мотивы своего отказа от сана

СНОБ
Новый штамм безработицы Новый штамм безработицы

Чего ждать от рынка труда после пандемии

Огонёк
6 правил воспитания «трудных» подростков 6 правил воспитания «трудных» подростков

Как общаться с подростками, чтобы заглянуть им в душу и не потерять их уважение?

Psychologies
Боеголовка: что внутри и как она работает после отделения от ракеты Боеголовка: что внутри и как она работает после отделения от ракеты

Как боеголовки достигают цели

Популярная механика
Пассивные агрессоры и как с ними справиться Пассивные агрессоры и как с ними справиться

Ужиться с партнером, склонным к пассивной агрессии, — испытание не из легких

Psychologies
Елизавета Боярская: «Сидеть дома с мужем и детьми – это счастье» Елизавета Боярская: «Сидеть дома с мужем и детьми – это счастье»

Прогулка по весеннему Петербургу с Елизаветой Боярской – чем не план на выходные

Grazia
Что такое ментальный фитнес и зачем он нужен: 6 подсказок для новичков Что такое ментальный фитнес и зачем он нужен: 6 подсказок для новичков

Чтобы держать мозг в форме, можно заняться «ментальным фитнесом»

Playboy
Покажите язык: Максим Кронгауз — о проблемах русского языка, сленге и странных неологизмах Покажите язык: Максим Кронгауз — о проблемах русского языка, сленге и странных неологизмах

Максим Кронгауз о "мире люстр" и других прекрасных неологизмах

Esquire
Открыть в приложении