«Баланс — всего лишь ошибочная метафора». Как сохранить здравый ум, работая дома
Как примирить работу, семейные обязанности и личные занятия? А главное, возможно ли это? Эксперты Harvard Business Review делятся советами и техниками, которые помогут справиться с перегрузками, научиться управлять временем и выделить самое важное в своей жизни
Forbes Life публикует две небольшие главы из новой книги «HBR Guide. Жизненный баланс» (вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», перевод с английского Елены Куприяновой), которые кажутся наиболее актуальными в сегодняшних условиях массовой дистанционной работы из дома. Как сохранить здравый ум, когда работа сводит с ума и как включить заботу о себе в ежедневный график.
Сохраняйте здравый ум дома, когда работа сводит вас с ума (Стюарт Фридман)
Как уменьшить недовольство близких в те моменты, когда вам приходится максимально сосредоточиться на работе? И как сделать так, чтобы всплеск внимания к ней не превратился в «новый стандарт» жизни? Если коротко — поговорите о том, что важнее всего для вас и для близких.
Во-первых, забудьте о балансе — это всего лишь ошибочная метафора того, как выглядит успех в различных сферах жизни. Невозможно достичь идеального равновесия между четырьмя областями — работой, домом, окружением и личностью — на год, неделю или даже на день. Естественно, бывают моменты, когда один из этих аспектов оказывается в центре внимания.
Когда всплеск трудовой деятельности оказывает пагубное воздействие на вашу семью или другую часть вашей жизни, значит, пришло время для того, что я называю «диалогом заинтересованных сторон» — бесед с важными для вас людьми о взаимных ожиданиях и о том, как лучше всего удовлетворить их сейчас и в долгосрочной перспективе.
Вот пять шагов, которые необходимо предпринять в таких разговорах:
1. Предоставьте контекст, объяснив дома (или в сообществе), почему работа временно требует вашего исключительного внимания. То есть: «Позвольте мне рассказать немного о том, что происходит…» Не растекайтесь мыслью по древу. Это не оправдание, а лишь краткое обоснование, которое заложит основу для диалога.
2. Объясните цель того, что вы делаете на работе, и то, что это важно не только для вашего собственного роста, но и для процветания семьи. Например: «Посвятив свои усилия этому сейчас, я смогу…, что важно для нас, потому что…».
3. Спросите о последствиях, которые, по мнению домашних, могут возникнуть в результате переключения вашего внимания на работу. Узнайте больше о том, что означают для них эти перемены. Например, вы можете сказать: «Скажите, в чем вы видите сложности?» — а затем попросите уточнить: «Можете привести пример?» Не пытайтесь преуменьшить трудности, о которых услышите; вместо этого проявите сочувствие.
4. Выразите искреннее раскаяние за разочарование или боль, которую вы можете причинить, четко обозначая свое понимание того, как ваши действия могут вызывать стресс и напряжение. Например: «Мне жаль, что моя занятость причиняет вам боль». Возьмите на себя ответственность.
5. Изучите альтернативы минимизации таких негативных последствий. Например: «Я не знаю, что может помочь; есть ли у вас идеи, как я могу улучшить ситуацию для нас, нашей семьи, наших отношений?» И спросите еще раз: «Что еще, по-вашему, я могу сделать сейчас или в будущем?»
Скорее всего, вы обнаружите возможности для действий, которые не будут стоить вам большого труда, но помогут свести к минимуму любой ущерб, причиненный погружением в работу. Вы можете даже улучшить качество ваших отношений с семьей, друзьями и другими людьми в вашей жизни.
Вы, скорее всего, ошибаетесь, думая, что семья или вы сами лишаетесь чего-то важного, если пропускаете семейный ужин. Может быть, вашей дочери важнее, чтобы вы отвезли ее в школу? Или ваш супруг с радостью пообедает с вами в городе, даже если после этого вам придется вернуться в офис, а он или она поедет домой? Может быть, они не расстроятся, если вы будете больше путешествовать или дольше работать, а дома — уделять им безраздельное внимание? Вы не узнаете, пока не спросите.