Айфоны здесь тихие
В прокат выходит «На луне» Егора Кончаловского — очередной фильм о перевоспитании мажора и отказе от цивилизации как рецепте спасения души
Фильм «Холоп» задал новую тему в русском кино — перевоспитание мажора. Успешный сюжет у нас принято судорожно эксплуатировать, выжимая из него все до последней капли. Проблема, однако, в том, что выжимать тут особенно нечего. Зачин у таких фильмов один: первые 15 минут нам показывают разгульную жизнь мажора и его падение. Авторы изо всех сил пытаются показать разгул, но ничего, кроме кислотных дискотек в духе 90-х и мимолетных любовных интрижек, не могут выдумать. И «критика явления» в итоге напоминает типовую заготовку, вроде шаблона по разоблачению стиляг в журнале «Крокодил» 1950-х годов.
Проблема еще и в том, что сам сюжет о перевоспитании чувств искусственен хотя бы потому, что в реальной жизни большинство мажоров если и буянят, то как-то без особых внешних последствий. И мы знаем, как быстро они наследуют — не только у нас, но и во всем мире — отцовские или материнские бизнес-империи, а также служебные должности. И никого перевоспитывать не нужно: система сама кого хочешь перевоспитает. И есть подозрение, что если бы авторы вдруг решились рассказать более или менее правдивую историю мажора, то они вряд ли дошли бы даже до стадии питчинга. Кроме того, сама по себе история перевоспитания хулигана — она, если вдуматься, родом из советской утопии, такой вот микс из «Педагогической поэмы» Антона Макаренко и Аркадия Гайдара с «Тимуром и его командой». Поначалу эта утопия обладала известным искренним зарядом (переустройство человеческой природы!), но затем выродилась в соцреалистический штамп: была бригада отстающая, а стала передовая — с приходом нового, энергичного парторга…
В фильме на первый взгляд разнообразия больше: чиновник, сын-мажор, полицейские, беглые каторжники, отшельник, окраина мира… Но в итоге, как с конструктором «Лего», получается собрать все того же «секретаря парторганизации». Просто авторы фильма, вместо того чтобы, как учил Станилавский, спросить у самого героя, как бы он поступил в предлагаемых обстоятельствах, предпочитают навязывать ему собственную логику, подталкивая его к заранее известной морали.