Разбираемся в запутанной истории Skoda

4x4 ClubАвто

125 лет компании Skoda

Текст Георгий Варфоломеев

В бездорожье лет...

В этом году исполняется ровно 125 лет с того момента, как два Вацлава – Лаурин и Клемент – основали в Млада-Болеславе компанию по производству велосипедов и мотоциклов Laurin & Klement. Произошло это в 1895 году. Вы спросите: почему тогда сегодня мы отмечаем юбилей Skoda, а не L&K?.. История эта запутанная, и, чтобы в ней разобраться, давайте перенесёмся ещё дальше, в 1859 год, в котором некий Эрнст фон Вальдштейн-Вартенберг основал машиностроительный завод в Пльзене. Надо сказать, деловая хватка у него оказалась не очень, и уже в 1869-м завод выкупил Эмиль Риттер фон Шкода, ранее работавший на нём главным инженером. Он сразу же принялся расширять производство, да так лихо, что уже в начале XX века предприятие превратилось в огромный концерн. На его многочисленных заводах выпускали всё: от пулемётов и пушек для линкоров до паровых котлов для кораблей и паровозов. В конце концов, Skoda превратилась в основного оружейного поставщика Австро-Венгерской армии, в которую в то время входила и Чехия. Не хватало только автомобильного производства, но путь к нему оказался неожиданно непростым. Удачной стала лишь третья попытка. Про две другие теперь даже не вспоминают.

Вместе с Daimler

А первой попыткой можно назвать приобретение Skodawerke AG компании Austro-Daimler, австрийской дочки Daimler-Motoren, за четыре года до этого получившей независимость от материнской компании (8 июля 1913 года Карл Риттер фон Шкода вошёл в её совет директоров). Используя передовые немецкие технологии, Austro-Daimler в 1904 году построила первый полноприводный бронеавтомобиль, а затем вместе со Skoda был разработан тяжёлый артиллерийский тягач М17 (4х4), мелкосерийное производство которого запустили в 1916 году. Он создавался под руководством Фердинанда Порше и предназначался для перевозки 305-мм мортиры Skoda в разобранном виде (мортиру и снаряжение укладывали на автопоезд из нескольких прицепов общей грузоподъёмностью 24 т). М17 оснащался четырёхцилиндровым бензиновым мотором объёмом 13.5 л и мощностью 80 л.с. Привод передних колёс осуществлялся при помощи конической передачи. Колёса диаметром 1,5 метра со шпорами-грунтозацепами обеспечивали неплохую проходимость, хотя такое решение было вынужденной мерой – из-за морской блокады в Австро-Венгрии не хватало сырья для производства резины. Расход топлива при полной нагрузке был просто чудовищным – около 300 литров бензина на 100 км, а максимальная скорость – 14 км/ч.

1916. Артиллерийский тягач Skoda Austro-Daimler M17 (1916)

Уголь лучше бензина!

После окончания Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской империи пути Skoda и Austro-Daimler разошлись. Используя военные наработки (причём не австрийские, а чешские фирмы Praga), Skoda в 1920 –1923 годах выпустила 152 заднеприводных тягача типов «U» и «Z». Они оснащались нижнеклапанными бензиновыми моторами 7.5 л (52 л.с.) и 11.2 л (80 л.с.). Задние мосты были с блокировкой дифференциала, а модель «Z» – ещё и с понижающим редуктором. Эти образцы технической мысли пошли на вооружение артиллеристов. В том же 1923 году чешские инженеры подготовили революционный бронеавтомобиль PA-II Zelva. PA расшифровывалось как Pancerove Auto, а Zelva по-чешски – черепаха. Она отличалась настолько смелым аэродинамическим дизайном, что даже сегодня производит сильное впечатление. Обтекаемый бронекорпус делали, естественно, не для рекордов скорости (больше 70 км/ч машина не ездила), а для большей пуленеуязвимости. Кроме того, конструкторы установили сразу четыре пулемёта, позволявших стрелять во все стороны одновременно. Но гораздо важнее, что броневик был полноприводным со всеми управляемыми колёсами. «Черепаха» оснащалась бензиновым двигателем мощностью 85 л.с., который размещался за передней осью. К сожалению, из-за невысокой проходимости чешская армия отказалась от «Черепахи», и из 12 выпущенных экземпляров 9 оказались в полиции, а ещё 3 купили австрийцы. Кроме того, в 1927 году Skoda собрала ещё 24 усовершенствованных броневика PA-III с традиционной башней и упрощённым корпусом.

1923. «Бэтмобиль» 1923 года. Броневик Skoda PA-II, по прозвищу «Черепаха»
1923. Артиллерийский тягач Skoda тип «Z» (1921-1923), модификация с резиновыми колёсами

Межнациональный конфликт

А теперь снова вернёмся в 1895 год, когда на свет появилась компания Laurin & Klement. Произошло это из-за бракованного велосипеда Germania, купленного книжным торговцем Вацлавом Клементом в 1894 году. Рекламацию на неисправную машину дилер не принял, так как она была на чешском, а по инструкции жалобы надлежало писать исключительно на немецком. В результате Клемент вспылил и вместе с механиком-изобретателем Вацлавом Лаурином основал собственное производство велосипедов в городе Млада-Болеслава. Дела у новой фирмы пошли неплохо, поскольку качество продукции превосходило немецкое, и в 1899 году L&K построила свой первый мотоцикл, а затем и первый трицикл. К десятилетию компании, в 1905 году, был выпущен первый автомобиль. Предприятие росло. Появилось производство грузовиков, автобусов, стационарных и авиационных двигателей, был налажен выпуск катков и моторных плугов Excelsior (это такой узкоспециализированный трактор). А в 1912 году L&K приобрела автопроизводителя RAF, у которого были свои интересные наработки, например, бесклапанные двигатели Найта.

К сожалению, с началом Первой мировой войны всё производство авто- и мототехники поглотили военные заказы, а после её окончания L&K преследовали неудачи. В июне 1924-го на предприятии произошёл серьёзный пожар, в результате которого фирма оказалась в сложнейшем финансовом положении. Да и модельный ряд требовал срочного обновления, позволившего бы выдержать конкуренцию со стороны компаний Praga и Tatra. Поэтому 27 июня 1925 года L&K объединилась со Skoda. Это произошло 95 лет назад. В результате марку Laurin & Klement упразднили, а вместо неё появилась Skoda Auto. Заодно прекратилось и производство мотоциклов. В январе 1930 года образовалось Независимое акционерное общество автомобильной промышленности (ASAP) с сохранением марки Skoda. Ещё чуть позже была предпринята попытка объединиться и с Tatra, от которой Skoda заразилась идеей хребтовой рамы и задней независимой подвески на качающихся полуосях, но, к сожалению, управленческая неразбериха потопила идею чешского суперконцерна.

Внедорожные эксклюзивы

К середине 1930-х Skoda Auto процветала, поскольку национальные производители были надёжно защищены от американских, германских и уж тем более французских конкурентов заградительными таможенными барьерами. При этом объёмы продаж были не так уж велики. Например, в удачный 1936 год Skoda вышла на первое место в Чехословакии, реализовав 4 990 автомобилей (39 % рынка) и экспортировав ещё 2 180. Неудивительно, что в таких условиях даже партия в сотню штук считалась хорошим заказом. Да и различные прототипы и мелкие серии, особенно армейские полноприводные, появлялись с завидной регулярностью. Например, в 1932 году был выпущен интересный универсальный тягач Skoda KT4 (4х4) с двигателем 7.3 л мощностью 67 л.с. Он мог тянуть как прицепы по дороге (18 км/ч), так и вагоны по рельсам (21 км/ч). Достаточно было заменить колёса. С 1932 года началось производство и армейских трёхосок. Первым стал тип «L» грузоподъёмностью 2 тонны. Он оснащался приводом только на задние колёса и полностью независимой подвеской. Для повышения проходимости использовались блокировки дифференциалов. В те времена подобная техника считалась внедорожной. Двигатель 3.1 л мощностью 66 л.с., скорость – 62 км/ч. За ним появился полноприводный 6L, рассчитанный на 4 тонны, с полностью независимой подвеской (передние колёса – на поперечной рессоре, задние – качающиеся полуоси). Он выпускался до 1937 года. Но высшей точкой развития полноприводной техники Skoda стал трёхосный 6х6 грузовик 6VTP6L с кабиной над двигателем (1936 год). Он оснащался полностью независимой подвеской, бензиновым мотором 8.5 литров мощностью 100 л.с., четырёхступенчатой КП и раздаточной коробкой на две ступени. Грузоподъёмность – 5 тонн. Позже, в 1937 году, появились дизельная модификация 6VTP6L-D (100 л.с.) и тяжёлая версия Skoda 6VTP6-T, также известная как 6К («Колосс»), грузоподъёмностью 11 тонн. С двигателем 12.9 л (175 л.с.) «Колосс» мог тянуть прицеп массой до 34 тонн.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Упал, очнулся – небоскреб! Упал, очнулся – небоскреб!

В Азербайджане есть чем заняться автомобильному туристу

АвтоМир
Директор по продажам Fairline Russia — о гейм-чейнджерах и планах на год Директор по продажам Fairline Russia — о гейм-чейнджерах и планах на год

Интервью с директором по продажам Fairline Russia Константином Прибытковым

РБК
Mazda CX-5 Zima Edition. Кроссовер для зимы, которой не было Mazda CX-5 Zima Edition. Кроссовер для зимы, которой не было

Mazda CX-5 Zima – качественный и быстрый кроссовер с новыми полезными штуками

4x4 Club
Топ ноутбуков до 50 000: лучшие модели по соотношению цена/качество Топ ноутбуков до 50 000: лучшие модели по соотношению цена/качество

Несколько оптимальных ноутбуков до 50 000 рублей

CHIP
Volkswagen Tiguan 2021. Улучшенная версия себя Volkswagen Tiguan 2021. Улучшенная версия себя

Почему Volkswagen Tiguan 2021 не такой уж впечатляющий

4x4 Club
«Контракт с «Тинькофф» может добавить нам стоимости»: чего ждать от прихода банка Олега Тинькова в российский футбол «Контракт с «Тинькофф» может добавить нам стоимости»: чего ждать от прихода банка Олега Тинькова в российский футбол

Интервью с коммерческим директором Российской премьер-лиги Павлом Суворовым

Forbes
Музей целой Вселенной Музей целой Вселенной

Кирхерианум: что общего у ордена иезуитов и интерактивного музея

Вокруг света
Как Китай возвращается к нормальной жизни после карантина Как Китай возвращается к нормальной жизни после карантина

Спустя 2,5 месяца после вспышки болезни жизнь в Китае приходит в норму

РБК
Suzuki Vitara. Выбор поколений Suzuki Vitara. Выбор поколений

Баланс между традициями и инновациями

4x4 Club
Фильмы, подкасты и архивы: что делать тем, кто интересуется модой и вынужден сидеть дома Фильмы, подкасты и архивы: что делать тем, кто интересуется модой и вынужден сидеть дома

Вот что стоит посмотреть, почитать и послушать тем, кому интересна мода

Esquire
Провокатор, бунтарь и ловелас: каким мы запомним Эдуарда Лимонова Провокатор, бунтарь и ловелас: каким мы запомним Эдуарда Лимонова

За что современники уважали и ценили писателя Эдуарда Лимонова

Cosmopolitan
Что делает жертву жертвой. Как защититься от абьюзера Что делает жертву жертвой. Как защититься от абьюзера

Памятки и опросники, которые помогут распознать абьюзера

СНОБ
Cнимите их немедленно! Cнимите их немедленно!

Краткий гид о том, как легко, быстро, а главное, выгодно снять апартаменты

Лиза
15 признаков того, что ты для него слишком хороша 15 признаков того, что ты для него слишком хороша

Если тебе кажется, что ты слишком хороша для него, может быть, тебе не кажется

Cosmopolitan
Женщина за штурвалом. Первое интервью Татьяны Филевой, совладелицы S7 Airlines Женщина за штурвалом. Первое интервью Татьяны Филевой, совладелицы S7 Airlines

Татьяна Филева — о будущем авиации

Forbes
Почему некоторые постоянно опаздывают и что с этим делать Почему некоторые постоянно опаздывают и что с этим делать

Какие внутренние причины могут скрываться за неспособностью прийти вовремя

Psychologies
Принуждение к отдыху. Зачем Владимир Путин велел всем не работать Принуждение к отдыху. Зачем Владимир Путин велел всем не работать

Неважно, кто будет платить зарплаты, когда речь идет о великой русской мечте

СНОБ
Помоги пушистику! Простые способы помочь бездомным животным Помоги пушистику! Простые способы помочь бездомным животным

Чем лучше подкормить бездомного пушистика и как найти нового хозяина?

Cosmopolitan
Какие уроки усвоил владелец закрывшейся мастерской по ремонту техники и почему теперь чинит iPhone на выезде Какие уроки усвоил владелец закрывшейся мастерской по ремонту техники и почему теперь чинит iPhone на выезде

Предприниматель рассказал об особенностях бизнеса по ремонту техники

VC.RU
Козырь в рукаве Козырь в рукаве

Репортаж их лондонского ателье, где шьют рубашки Pink по индивидуальному заказу

Robb Report
12 лайфхаков с микроволновкой, о которых вы не знали 12 лайфхаков с микроволновкой, о которых вы не знали

Эти лайфхаки помогут облегчить вашу работу по дому

Cosmopolitan
#пронауку: почему мы теряем время и ничего не успеваем #пронауку: почему мы теряем время и ничего не успеваем

Почему при наличии лишних ресурсов эффективность снижается и как этого избежать

РБК
GMail для биткоина: как миллиардер-анархист создал главную криптобиржу США GMail для биткоина: как миллиардер-анархист создал главную криптобиржу США

Брайан Армстронг построил криптобиржу как главное хранилище цифровых активов

Forbes
9 изменений после менопаузы — что происходит со здоровьем женщины 9 изменений после менопаузы — что происходит со здоровьем женщины

Менопауза — период, когда нужно прислушиваться к своему телу

Cosmopolitan
Сверхпроводники обнаружили сразу в двух метеоритах Сверхпроводники обнаружили сразу в двух метеоритах

Американские ученые обнаружили внеземные сверхпроводящие материалы

N+1
Холоп-миллиардер из отеля «Белград». Вышел новый фильм от создателей самой кассовой комедии 2020 года Холоп-миллиардер из отеля «Белград». Вышел новый фильм от создателей самой кассовой комедии 2020 года

На экраны вышел новый фильм от создателей «Холопа»

Forbes
Остановись! 9 привычек, которые заставляют тебя стареть Остановись! 9 привычек, которые заставляют тебя стареть

Старение остановить нельзя, но можно его замедлить

Cosmopolitan
Как выйти из созависимых отношений: 7 шагов к здоровому союзу Как выйти из созависимых отношений: 7 шагов к здоровому союзу

Как понять, что у тебя нездоровая привязанность, и выйти из таких отношений?

Playboy
«Страна 30» — новый рассказ автора романа «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова «Страна 30» — новый рассказ автора романа «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова

Новый рассказ писателя Алексея Сальникова — «Страна 30».

Esquire
Зов дорог Зов дорог

Почему нам не сидится на месте?

Psychologies
Открыть в приложении