Работа Роя Андерссона «О бесконечности» получила награду за лучшую режиссуру

ОгонёкКультура

«Я предпочитаю изображать проигравших»

На 76-м венецианском кинофестивале новая работа Роя Андерссона «О бесконечности» получила награду за лучшую режиссуру. «Огонек» поговорил с режиссером

Беседовала Татьяна Розенштайн, Венеция

Рой Андерссон не считает себя ни пессимистом, ни предсказателем

В туманном скандинавском городе, который похож на все северные города и в то же время не похож ни на один из них, происходят на первый взгляд обычные истории. Кто-то случайно встретил на улице одноклассника, с которым плохо обходился в школе; семейная пара ссорится из-за измены одного из супругов; а другая семейная пара разминулась на вокзале — и теперь каждый из них переживает маленький, но болезненный урок одиночества. У следующей героини сломался каблук. У очередного героя забарахлила машина. У фильма нет цельной структуры или объединяющих героев, разве что местный священник так или иначе присутствует во всех сценах. Возможно, мы видим мир его глазами?.. Или это мир самого Роя Андерссона, главного шведского кинорежиссера, отмеченного за свои фильмы всеми главными международными наградами? Нынешний фильм, также удостоенный награды в Венеции за лучшую режиссуру, является размышлением о человеческой жизни во всей ее красоте и жестокости, великолепии и банальности. Еще одна картина на такую излюбленную Андерссоном тему — о том, как «трудно быть человеком».

— В вашем фильме нет единого — привычного — сюжета, героев, обстоятельств. Но все же чем-то все сюжеты и герои неуловимо связаны. Есть ли общий принцип, структура, которой подчиняется ваша картина?

— На самом деле тут даже нет особенной загадки! Мой фильм разбит на отдельные сюжеты, короткометражки, объединенные одним рассказчиком — это понятно. С чем бы это сравнить… Свое вдохновение я черпал из известного литературного произведения «Тысяча и одна ночь» — сборника историй, рассказанных Шахерезадой своему мужу, царю, чтобы отложить ее несправедливую казнь. Она рассказывала ночь за ночью свои истории и прерывала повествование на самом интересном месте, чтобы ее слушатель желал услышать продолжение. Так в течение 1001 ночи она поддерживала интерес супруга и при этом оставалась в живых. В какой-то момент царь отменил приказ о ее казни. Мои истории тоже рассказывает женщина, может быть, реальная, а может быть, ангел. Я никогда не пользовался «голосом за кадром» в других своих работах, но мне всегда нравилось, как это сделал Ален Рене в картине «Хиросима, моя любовь». Там женский голос описывает то, что зрители одновременно видят на экране. Моя задача состояла в том, чтобы зритель, как и царь в «Тысяче и одной ночи», хотел бы, чтобы фильм никогда не закончился. Вот такая у меня была сверхзадача. Хочется верить, что мне это почти удалось.

— Почти все ваши истории — это рассказы о проигравших в этой жизни. Иногда можно сказать даже — о людях падших…

— В наше время, когда самые популярные фильмы снимаются про супергероев, мне хочется снимать картины о людской уязвимости. Уязвимость — очень важная черта человеческого характера. Если не знать о человеческой уязвимости, мы не сможем относиться друг к другу с деликатностью и уважением. Мне неинтересны победители, я предпочитаю изображать проигравших. Я встречаю их каждый день в повседневной жизни: на улицах, в ресторанах, в парках, а потом переношу на экран в более абстрактном, если хотите, возвышенном виде. Как однажды сказал Матисс, когда создаете картину, избавьте ее от всего лишнего. Таким приемом я могу пользоваться, только когда работаю в студии. Мой нынешний фильм — о жизни разных людей, он фокусируется именно на самых ничтожных или несущественных моментах их бытия, которые, однако, приобретают то же самое значение, что и важнейшие исторические события. Вот пара летает над разрушенным войной Кельном; идя по дороге, отец останавливается под проливным дождем, чтобы наклониться и завязать шнурки своей дочери; побежденная армия идет в лагерь для военнопленных; священнику, который потерял веру, снится, как горожане заставляют его нести крест на Голгофу. Это бесконечный калейдоскоп всего человеческого, история уязвимости нашего существования. В некотором смысле все мы проигравшие, потому что жизнь любого из нас является цепью трагических событий. Все людские ошибки, конфликты, войны, ссоры начинаются из-за нашего высокомерия. В этот момент мы забываем о своей людской уязвимости и верим, что всегда выйдем победителями. Если мы ими действительно и становимся, то лишь на короткое время. Когда мне было 27 лет, я снял свою первую картину «Шведская история любви», которая имела колоссальный успех и символизировала период моего высокомерия. Тогда мне казалось, что я всегда буду победителем, никогда не проиграю, если буду усердно работать. А мой следующий фильм «Гилиап» стал самым громким провалом в истории

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы делили апельсин: какую пользу обществу несет фудшеринг Мы делили апельсин: какую пользу обществу несет фудшеринг

Приобретая еду со скидкой, люди ощущают себя борцами за экологию

РБК
На реконструкции На реконструкции

Выясняем, какой кератин на самом деле нужен волосам

Glamour
Заносчивый характер Заносчивый характер

Как автодорожное хулиганство превратилось в весьма успешный вид спорта

Forbes
Кумир по привычке: почему в 2019 году новые айфоны все еще ждут и покупают Кумир по привычке: почему в 2019 году новые айфоны все еще ждут и покупают

Новые айфоны всегда стоили, как старые год назад, но были чуть лучше

Forbes
Страха ради. О мотивации российского врача Страха ради. О мотивации российского врача

Почему врачи часто принимают некорректные решения в отношении пациентов?

СНОБ
«Ростелеком» предложит россиянам оплачивать покупки с помощью лица «Ростелеком» предложит россиянам оплачивать покупки с помощью лица

«Ростелеком» в октябре представит свое решение для подтверждения оплаты по лицу

Forbes
13 главных женщин российского частного бизнеса 13 главных женщин российского частного бизнеса

Всего 13 из 200 крупнейших российских частных компаний управляются женщинами

Forbes
Элизабет Макговерн: Не все леди делают это Элизабет Макговерн: Не все леди делают это

В пятьдесят она стала экранной супругой графа Грэнтэма в «Аббатстве Даунтон»

Караван историй
4 навыка откровенного разговора 4 навыка откровенного разговора

Как вести открытый, осмысленный и доброжелательный диалог

Psychologies
Цвет земли Цвет земли

Berberlodge — больше похожий на крошечную деревушку, чем на отель

Seasons of life
Четыре свадьбы и одни похороны: что происходит в закрытых яхт-клубах Четыре свадьбы и одни похороны: что происходит в закрытых яхт-клубах

События, ради которых члены яхт-клубов собираются вместе

Forbes
Что стало с участниками «Антверпенской шестерки» Что стало с участниками «Антверпенской шестерки»

Что делают люди, 30 лет назад перевернувшие моду

GQ
Myreality. Что нужно знать о дебютной коллекции одежды Гарри Нуриева Myreality. Что нужно знать о дебютной коллекции одежды Гарри Нуриева

Гарри Нуриев: Чем отличаются Россия и Америка и как добиться успеха

Vogue
Красота-2019: почему миллениалов больше не интересует внешний лоск Красота-2019: почему миллениалов больше не интересует внешний лоск

Разбираемся, как изменилась бьюти-индустрия благодаря поколению Y

Forbes
Все вокруг ходят в поношенных ботинках Все вокруг ходят в поношенных ботинках

Стоит ли и вам присоединиться к компании Брэда Питта и Эдди Редмэйна?

GQ
Мне только спросить Мне только спросить

Настоящие пожиратели твоего времени – коллеги

Cosmopolitan
Привет из будущего Привет из будущего

Даниэль Либескинд рассказал о мебельном дизайне и архитектуре будущего

AD
Сколько электричества «едят» бытовые приборы и на чем можно сэкономить? Сколько электричества «едят» бытовые приборы и на чем можно сэкономить?

Рассчитываем энергопотребление домашних электроприборов и электромобиля

CHIP
Ресторатор Сергей Сисмий: Рестораны уходят в ночь, или Как совместить гастрономию и танцы Ресторатор Сергей Сисмий: Рестораны уходят в ночь, или Как совместить гастрономию и танцы

Как подстроиться под новые запросы потребителей и заработать на ночном ресторане

СНОБ
Между небом и землей Между небом и землей

Михаил Василенко, генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево»

РБК
Полиция предупредила о волне угонов. В зоне риска — японцы и корейцы Полиция предупредила о волне угонов. В зоне риска — японцы и корейцы

Больше всего угонщики любят отечественные, японские и корейские автомобили

РБК
Инвесторы уходят в минус Инвесторы уходят в минус

Смогут ли в принципе такие ставки простимулировать рост инвестиций и экономики?

Эксперт
Диво дивное Диво дивное

Дивногорье завораживает уже одним своим названием

Seasons of life
Три товарища: во что инвестируют друг Путина, экс-заместитель Сечина и бывший следователь из Петербурга Три товарища: во что инвестируют друг Путина, экс-заместитель Сечина и бывший следователь из Петербурга

Маттиас Варниг владеет собственным инвестиционным бизнесом

Forbes
Как дизайнер-самоучка из Таджикистана стал создателем персонажей для Marvel, Lucasfilm и Спилберга Как дизайнер-самоучка из Таджикистана стал создателем персонажей для Marvel, Lucasfilm и Спилберга

Джама Джурабаев — один из самых востребованных концепт-дизайнеров мира

Forbes
Эндометриоз, миомы, воспаления: как и почему развиваются «женские» заболевания Эндометриоз, миомы, воспаления: как и почему развиваются «женские» заболевания

Специалисты китайской медицины считают, что в теле все взаимосвязано

Psychologies
Заслуга Артемия Лебедева и диванных патриотов: почему «Матери Беслана» закрыли счет для пожертвований Заслуга Артемия Лебедева и диванных патриотов: почему «Матери Беслана» закрыли счет для пожертвований

Почему общественный комитет «Матери Беслана» закрыл счет для сбора пожертвований

Forbes
Модные внучки Ротару, Боярского и других российских звезд: от леди до инста-дивы Модные внучки Ротару, Боярского и других российских звезд: от леди до инста-дивы

Cosmo изучил стиль внучек звезд российского шоубизнеса

Cosmopolitan
«В удачу я не верю» «В удачу я не верю»

Александра Устюгова в октябре будет можно увидеть на сцене «Вегас Сити Холла»

Добрые советы
5 чувственных сцен, из-за которых звезды потом испытывали неловкость 5 чувственных сцен, из-за которых звезды потом испытывали неловкость

Из выпущенного фильма сцены уже не вырежешь...

Playboy
Открыть в приложении