Как автодорожное хулиганство превратилось в весьма успешный вид спорта

ForbesАвто

Заносчивый характер

Как автодорожное хулиганство превратилось в весьма успешный вид спорта.

Текст: Наталия Калинина

В РДС участвует более 10 команд, каждая может выставить до трех пилотов за стартовый взнос 30 000 рублей с гонщика

Руководитель Российской дрифт-серии (РДС) Дмитрий Добровольский не сразу проникся красотой управляемых заносов, поначалу считая дрифт издевательством над серьезным автоспортом. «Ну что это такое? Какие-то хулиганы на парковках, стритрейсеры… В общем, ерунда», — вспоминает он. В 2010-м чемпионат по экстремально-художественному вождению (машина должна проехать в управляемом заносе по заданной траектории на максимальной скорости) только набирал обороты, и мало кто верил в его коммерческий успех. В 2019-м дрифт — официально признанная Международной федерацией автоспорта (FIA) дисциплина, а РДС — самое популярное автоспортивное соревнование в стране и компания с выручкой более $1 млн. Это редкий в российском спорте случай: как без бюджетного финансирования создать интересный для публики продукт и зарабатывать на нем.

Русские серии

Соревноваться в дрифтинге — «дрейфуя» в поворотах — придумали в Японии. С 2001 года там проводится чемпионат D1 GP, который до сих пор считается одним из сильнейших в мире. В 2004-м стартовала американская серия Formula Drift. В России первые попытки перевести нелегальный уличный дрифт в соревновательный формат относятся к 2005 году: во Владивостоке провели чемпионат города. Однако точкой отсчета в истории профессионального российского дрифта принято считать 2007 год, когда в подмосковных Сорочанах прошел первый этап серии «Формула Дрифт». «Это был фан» — так описывали проект его создатели, IT-бизнесмен Олег Воронцов и дрифтер Денис Трусов. Они придумали несколько интересных форматов для гонщиков (парные заезды, дуэльные гонки «Ниссан» против «Тойоты»), но монетизировать идею не удалось. Серьезные спонсоры в проект не пришли, а на зрителях «Формула Дрифт» почти не зарабатывала — владельцы серии и не ставили перед собой такой задачи, на некоторые этапы вход был бесплатным. И как только у инвестора Воронцова закончились деньги, чемпионат забуксовал.

Каждый этап РДС обслуживает команда около 100 человек — судьи, операторы, маршалы на трассе и др. Это стоит организаторам около 3 млн рублей

А в 2009-м у «Формулы» появился конкурент — РДС. Проект начинал известный дрифтер Тимофей Кошарный, чуть позже к нему присоединился Александр Смоляр — «профессиональный антикризисный менеджер», как он сам себя называет. Концепция развития чемпионата поменялась. Гонки стали проводить только на стационарных трассах, а зрителям начали продавать билеты. Кроме того, в проект удалось привлечь солидных спонсоров вроде «Мегафона». «Своих средств у нас не было, — говорит Смоляр. — И мы развивались только на то, что зарабатывали».

В 2010 году новым партнером серии стал бренд смазочных материалов Aimol. «Мы как раз решили открывать российское представительство, и нам нужно было расширять медиаприсутствие на рынке, — комментирует основатель компании Дмитрий Добровольский. — Саша Смоляр, которого я знал по кольцевым гонкам, пришел ко мне с темой «просто космос» и четким спонсорским предложением. Это была новая история, я в нее не верил, зато дешево. Уже не помню, сколько именно. Может, $10 000. Решил, почему бы не попробовать?»

Сомнительный проект оказался самым эффективным маркетинговым инструментом в автоспорте. «Вдруг нам стали звонить и спрашивать, а правда ли дрифтер такой-то ездит на вашем масле? А где купить? Один сервис пришел, второй захотел стать дилером. От кольцевых гонок отдача была нулевая. Мы поняли, что дрифт работает», — объясняет Добровольский.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Объемное предложение Объемное предложение

Cappasity помогает luxury-брендам сканировать товары в 3D для интернет-магазинов

Forbes
Красота-2019: почему миллениалов больше не интересует внешний лоск Красота-2019: почему миллениалов больше не интересует внешний лоск

Разбираемся, как изменилась бьюти-индустрия благодаря поколению Y

Forbes
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Лука Балди: «Интерьер, как женщина, нуждается в украшениях» Лука Балди: «Интерьер, как женщина, нуждается в украшениях»

Лука Балди стоит у руля семейной компании Baldi и лично курирует всё

SALON-Interior
Агенты вливания Агенты вливания

Санкции ужесточаются, но бизнес иностранных компаний в России растет

Forbes
Сколько «человеческих» лет твоему питомцу? Ответ в таблицах от ветеринаров Сколько «человеческих» лет твоему питомцу? Ответ в таблицах от ветеринаров

Сразу говорим, что один человеческий год за семь собачьих — это миф

Playboy
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Улыбайтесь, господа, улыбайтесь… Улыбайтесь, господа, улыбайтесь…

Последние hot & not в современной антиэйдж-стоматологии

Esquire
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Взрывоопасная ситуация: властям не удалось погасить протестную волну Взрывоопасная ситуация: властям не удалось погасить протестную волну

Согласованный митинг «Отпускай» в воскресенье собрал более 20 000 человек

Forbes
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Диво дивное Диво дивное

Дивногорье завораживает уже одним своим названием

Seasons of life
Круговое движение Круговое движение

Как зарабатывают организаторы этапа «Формулы-1» в Сочи

Forbes
Стесняюсь сказать Стесняюсь сказать

Времена, когда застенчивость считалась женской добродетелью, давно прошли

Добрые советы
Забойные истории Забойные истории

Как Александр Щукин попал в список Forbes, а потом оказался под домашним арестом

Forbes
Что нужно знать о новой коллекции Эрдема Моралиоглу Что нужно знать о новой коллекции Эрдема Моралиоглу

Дизайнер рассказал, как близкая подруга Фриды Кало повлияла на его творчество

Vogue
Внутренняя энергия Внутренняя энергия

Общая рублевая выручка 200 частных компаний за год увеличилась на 22,2%

Forbes
6 популярных приложений, которые лишают денег и отбирают жизни 6 популярных приложений, которые лишают денег и отбирают жизни

Список из 6 мобильных приложений, которые стоит использовать с осторожностью

Популярная механика
Мировые люди Мировые люди

Самые высокооплачиваемые российские спортсмены 2010-х

Forbes
Как начать понимать современное искусство: объясняем на примере работ арт-группы «Курил Что» (рассказывает сам автор) Как начать понимать современное искусство: объясняем на примере работ арт-группы «Курил Что» (рассказывает сам автор)

Арт-группа «Курил Что» о своем творчестве

Esquire
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Оноре де Бальзак Оноре де Бальзак

История жизни одного из самых читаемых авторов в XIX веке

Дилетант
Miss MAXIM 2019 Miss MAXIM 2019

Марафон красоты длиной в пять месяцев финишировал!

Maxim
«Великолепный век», подвинься: 7 турецких сериалов, от которых не оторваться «Великолепный век», подвинься: 7 турецких сериалов, от которых не оторваться

Страсти и сюжетные повороты турецких сериалов заставят плакать и смеяться

Cosmopolitan
Первая леди финтеха Первая леди финтеха

Девушка из Краснознаменска стала директором крупнейшего венчурного фонда Европы

Forbes
Спортсмен года: Александр Овечкин Спортсмен года: Александр Овечкин

Звездный форвард «Вашингтон Кэпиталз» переписывает историю мирового хоккея

GQ
Логика инвестирования Логика инвестирования

Сергей Колесников о том, как принимать инвестиционные решения в России

Эксперт
Военная спутниковая связь США нового поколения MUOS: возможности и устройство Военная спутниковая связь США нового поколения MUOS: возможности и устройство

Что представляет собой спутниковая связь MUOS и как она устроена

Naked Science
Позади Москва. 10 крупнейших региональных компаний России Позади Москва. 10 крупнейших региональных компаний России

Самые крупные компании из регионов

Forbes
В суите короля В суите короля

Лучшие номера европейских столиц видели на своём веку немало очень важных персон

Robb Report
Открыть в приложении