Портрет художника в чекистском интерьере
Каждое новое открытие архивов сулит неожиданные откровения. Мы раз за разом продолжаем узнавать свою страну и историю. На этот раз «Огонек» это делает с помощью архивов, связанных с именем художника Петра Кончаловского.

Художник Петр Петрович Кончаловский скончался в ночь на 2 февраля 1956 года. До своего восьмидесятилетия он не дожил 20 дней, а до начала исторического ХХ съезда КПСС — двух недель. Поэтому он никогда не узнал о докладе Хрущева «О культе личности и его последствиях» и не смог примерить приведенные там убийственные факты и аргументы к своей биографии.
Кончаловскому было не занимать наград, почетных званий, премий, гонораров и славы. Академик — действительный член Академии художеств СССР, лауреат Сталинской премии первой степени «за многолетние выдающиеся достижения». После Победы он одновременно награжден орденом Трудового Красного Знамени и ему присвоено звание народного художника РСФСР. Известие о смерти Кончаловского опубликовала главная газета страны — «Правда». Буквально на следующий день заместитель министра культуры СССР Сергей Кафтанов подал в ЦК КПСС бумаги об увековечении памяти художника. Такая скорость также была непривычной. Государство разъясняло секрет успеха художника: «Его произведениям присуще радостное, жизнеутверждающее восприятие действительности».
Создается впечатление, что биография художника была гладкой, чистой, яркой, светлой. На деле же все было далеко не так.
Скорее, с точностью наоборот, особенно в лихие, осужденные на том самом ХХ съезде, 1930-е годы. Линии жизни и судьбы художника, его жены и детей, а потом и внуков волей-неволей могли легко и безвозвратно повернуться в сторону, далекую от радости и «жизнеутверждения». А полотна оказались бы в запасниках, если не уничтоженными.
На рандеву в ИНО ОГПУ
В молодой Советской России союзам художников не было числа. Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ), Ассоциация художников революции (АХР), Общество художников-станковистов (ОСТ), ВОСХ, Левый фронт искусств, «Всекохудожник»… Одни из них были близки военному ведомству и лично наркомвоенмору Клименту Ворошилову. Другие находили защиту у Лазаря Кагановича. Третьи подкармливались из бюджета ОГПУ. При этом все грызлись между собой, строчили друг на друга доносы и верноподданнические письма вождям. Кончаловский стоял далеко от ленинско-большевистской тематики. Не рвался на трибуны партийных съездов. Не напрашивался в кабинет к Сталину. Не высовывался на собраниях. Казалось, он был вне организационных дрязг и склок, а главное — от всесильных «структур».
Теперь выясняется: так только «казалось».
Ранней весной 1932 года Кончаловский решает поехать «поработать» в Японию. Там он хорошо известен. Пару лет назад в Токио, Осаке и Нагое прошла выставка его работ. Японская тема в них — сквозная («Портрет японского художника Ябе-Сана» и «Портрет артиста Тодзюро Каварасаки», «Портрет японки Кашара» и др.). А архивы свидетельствуют: на Лубянке аполитичный художник Кончаловский к тому времени не был незнакомцем.
Перед нами информационная записка под рабочим названием «Справка от ОГПУ по запросу о поездке Кончаловского в Японию». Свыше восьми десятилетий документ пролежал в тематической папке архива политбюро под шифром №21-В/2–3. Его автор — Артур Артузов (он же Артур Евгений Леонард Фраучи), начальник Иностранного отдела (ИНО) ОГПУ, то есть глава службы внешней разведки Советского Союза. Адресована справка другому чекисту — старому большевику Виктору Селицкому, которого партия командировала в главную канцелярию страны заведовать 5-й частью Особого сектора ЦК — заниматься там вопросами въездов и выездов.
Интимные приемы
Фигура Артузова задает всей этой истории высокую планку. Ведь по законам жанра беспартийного художника должен был представлять начальник Секретно-политического отдела ОГПУ, а не ИНО. Выезд за рубеж — дело внутреннее. Вот если бы Кончаловский был белоэмигрантом и захотел приехать в СССР, то тогда — ИНО. При чем же здесь Артузов? Тот самый, кто мастерски заманил в Советскую Россию одного из главных эсеров-террористов Бориса Савинкова и международного шпиона Сиднея Релли, придумал и классически провел операцию «Синдикат-2» и хрестоматийно известные «Трест» и «Тарантеллу». Почему Кончаловскому и его семье оказано такое внимание?
«В ЦК ВКП(б)
тов. СЕЛИЦКОМУ
Согласно Вашей просьбе посылаю справку о художнике Кончаловском.
3-го апреля с.г. в Иностранном отделе Мособлисполкома возбудил ходатайство о выезде за границу в Японию художник Кончаловский Петр Петрович совместно с женой и сыном. Целью своей поездки Кончаловский указал устройство персональной выставки в Токио и живописные работы.
По данным ОГПУ, Кончаловский П.П., рожд.1876 г., бывший дворянин, отец его был сослан царским правительством в Холмогоры за связь с народовольцами; женат на дочери художника Сурикова <…>».
Затем Артузов по-прокурорски приводит аргументы «за» и «против». О политических взглядах ходатая и его отношении к советской власти сказано: «Твердых политических убеждений не имеет. Пока не получал персональной пенсии от правительства СССР, тяготился отношением к нему со стороны советских властей и левых художников. После назначения ему персональной пенсии настроение Кончаловского несколько исправилось.
Кончаловский часто и бурно возмущался деятельностью руков[одителей] объедин[ений] художников, считая, что коммунисты, руководящие советским искусством, ничего в нем не понимают».
Что же конкретно связывает Кончаловского с Японией, куда он собирается повезти жену и сына? Артузов отвечает и на это:
«Картины Кончаловского пользуются большим успехом в Японии, где издано несколько брошюр, ему посвященных, причем Кончаловскому приписывается в этих брошюрах создание особого направления в живописи (кончаловскизм)».
Но это прелюдия. Далее в досье начинается главная часть. Артузов докладывает не спеша, подробно, с деталями и именами:
«Кончаловский имеет тесную связь с представителями Японского посольства в Москве. Персонально Кончаловский связан с японским послом Хирота, советником Японского посольства Амо, 2-м секретарем Японского посольства Миакава, коммерческим атташе Каватани, всеми японскими военными атташе и др. чиновниками Японского посольства и представителями японских концессий. С этими лицами Кончаловский периодически встречается в Японском посольстве и также устраивает для них интимные приемы у себя на квартире. Японцы весьма ценят эти приемы, т.к. имеют возможность на них знакомиться с представителями различных слоев старой и новой советской интеллигенции (крупными писателями, артистами, научно-техническими деятелями и др.). В частности, Кончаловский близко знаком с Борисом Пильняком, с которым вместе в 1931 г. купил дачу в 100 километрах от Москвы (быв. ботаника Трояновского). От общения с этими лицами японцы имеют возможность получать нужную им информацию о настроениях и по другим вопросам или же корректировать получаемую информацию из других источников».
Как говорится, картина маслом. Или фрагмент из учебного пособия по агентурно-оперативной работе с иностранными дипломатами. Постепенно становится понятным, почему выездное дело художника легло на стол начальника советской внешней разведки, а не попало, скажем, к Николаю Шиварову, который на Лубянке «курировал» Мандельштама, Клюева, Эрдмана и других невыездных звезд советской литературы и искусства.

Жемчуга и раковины
Добавим к цитате несколько уточнений. Рандеву проходили в японском посольстве по адресу: Москва, ул. Герцена (ныне Б. Никитская), 42. «Интимные приемы» — неподалеку от посольства, в мастерской художника на Большой Садовой, 10, кв. 40. Это знаменитый московский дом, где в начале 1920-х жил и работал Михаил Булгаков и где он создал «Белую гвардию». Здесь же была ставшая всемирно известной «нехорошая квартира» Берлиоза из «Мастера и Маргариты».