Почему лозунги о святости Великой Отечественной не мешают рушить монументы

ОгонёкИстория

Мемориальный вандализм

Почему лозунги о святости памяти героев Великой Отечественной не мешают рушить их монументы

Юбилейное благоустройство воинских мемориалов даже с наилучшими намерениями иной раз глубоко травмирует родственников и земляков павших героев

В любой стране почитание памяти героев, отдавших за нее жизнь,— одна из основ цивилизации. Оно объединяет нацию, делает население народом. А порой и удерживает — когда иных бесспорных «духовных скреп», кроме мемориальной памяти, осталось немного.

Россия — не исключение. Вот только странное дело: чем чаще и громче звучат у нас с высоких трибун слова о священной обязанности хранить память о героях Великой Отечественной войны, о насущной необходимости защищать нашу коллективную историческую память от посягательств «переписывателей истории» и прочих ревизионистов, чем больше принимается суровых законов и постановлений об уголовном преследовании за покушения на наследие Победы — тем чаще приходят известия о разрушении подлинных, дорогих нескольким поколениям воинских мемориалов Великой Отечественной. Иной раз — из лучших побуждений, с целью пресловутого «благоустройства» к юбилеям, иногда — вследствие поразительного недомыслия или безразличия властей и исполнителей. Особенно дико, конечно, читать такие известия в год 75-летия Победы…

Сам собой возникает вопрос: как одно с другим связано? Есть ли тут некая закономерность? Может ли в самом деле защита исторической памяти вести к ее уничтожению?

Скульптурный монумент в Долине Славы (Мурманская область) благополучно отреставрировали. А вот мемориальное кладбище не избежало административного «редактирования»

Белозерское дело

В городе Белозерске Вологодской области в конце сентября 2020 года начато расследование по делу о реконструкции мемориального комплекса в парке Победы, посвященного воинам-белозерцам, павшим на Великой Отечественной войне. Парк Победы в Белозерске был заложен в 1965-м на месте замусоренного пустыря. На субботники ходили всем городом — взрослые и дети расчищали территорию, сажали деревья, разбивали цветники. В парке стали появляться мемориальные сооружения: 9 мая 1969-го открыли монумент в виде статуи воина, в 1970-м установили стелу с фамилиями погибших земляков, в 1975-м, к 30-летию Победы, у основания памятника заложили гильзы и урны с землей, привезенной с 53 мест захоронений воинов-белозерцев на фронтах той войны.

И вот летом 2020 года в Белозерске — как обычно, без всякого совета с горожанами и даже без какого-либо извещения — началась реконструкция мемориала. Местный блогер Анатолий Столяров пишет: «А кто-нибудь видел проект будущего парка? Администрация города даже не соизволила провести по этому поводу общественного обсуждения. Я побывал на месте реконструкции и увидел ужасающую картину. Уничтожено более десятка молодых зеленых красавиц лиственниц, которые когда-то посадили наши же горожане…»

Лиинахамари — бывшая база Северного флота. Заброшенная казарма, перед ней на склоне — разрушенный неизвестными памятник героям-подводникам

Пока неизвестные горожанам люди спиливали лиственницы, экскаватор стал разрушать стелу с именами героев войны. В городе начался скандал. Администрация реагировала стандартно-бюрократически: власти заявили, что проводят реконструкцию, стройку обнесли забором и повесили баннер о «благоустройстве мемориального комплекса», с указанием подрядчика — ООО «Гудлен».

Блогер Столяров, надо отдать ему должное, не ограничился возмущенными постами в соцсетях и статьями в местной печати. Для начала он написал обращение в прокуратуру — попросил проверить законность реконструкции мемориала силами фирмы, не имеющей лицензии на работы с объектами культурного наследия. Прокуратура переслала обращение в мэрию, на которую блогер и жаловался. Оттуда прислали ответ, что все законно, поскольку мемориальный комплекс не относится к охраняемым государством памятникам. Тогда упрямый Столяров сделал запрос в комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области. Оттуда пришел официальный ответ: мемориал в Белозерске включен в перечень охраняемых объектов еще в мае 2016 года. А стало быть, на нем не могут работать фирмы без специальной лицензии, да еще и без разрешения областного комитета по охране памятников и согласованного им проекта. Комитет начал административное расследование, которое грозит организаторам и исполнителям реконструкции привлечением как минимум к административной ответственности.

«Но и это еще не все,— продолжает блогер Столяров.— Теперь общественность интересует наличие 53 гильз со священной землей с могил наших воинов. Похоже, ни подрядчик, ни администрация города не знали об их существовании… Бытует мнение, что эти гильзы вместе с другим мусором были свалены в пруд на улице Луначарского».

Скорее всего, конечно, заказчики и подрядчики скандальной реконструкции отделаются административными штрафами по суду — за нарушение законов об охране памятников более суровых наказаний отечественная Фемида старается не применять. Разве что белозерская общественность попытается пустить в ход законы и указы о защите исторической памяти и воинских мемориалов…

Администрация пытается успокоить горожан: мол, общий вид монумента после реконструкции не изменится, таблички с фамилиями павших и названиями городов и сел, где они похоронены, «будут выполнены из керамогранита» и установлены на том же месте в том же порядке. Но тысячу раз правы те жители Белозерска, что пишут в комментариях к публикациям в блоге Анатолия Столярова: «Дело не в монументальности монумента, а в намоленности места. К тому памятнику прикасались руки еще живых ветеранов, он впитал слезы вдов. Новое сооружение мертво изначально».

Дело здесь ведь не только в соблюдении процедур закона. В небольших городах и селах, где коренное население не перемешано с пришлым так, как в столицах и мегаполисах, чувство настоящей исторической памяти, связи поколений — острее и непосредственнее. Для их жителей мемориалы Великой Отечественной не метафорически, а в прямом смысле слова — памятники их дедам и прадедам, воздвигнутые отцами. И когда по этим памятникам проходятся экскаватором — им кажется, что дедов и прадедов убивают вновь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Охота на своих Охота на своих

Что стояло за громкими отставками в датских спецслужбах

Огонёк
Элизабет Мосс: «Я была феминисткой с самых юных лет» Элизабет Мосс: «Я была феминисткой с самых юных лет»

Интервью с Элизабет Мосс о биографической драме «Ширли» и феминизме

Grazia
Именной фонд Именной фонд

Как Таруса запустила по России вторую волну переименований улиц и площадей

Огонёк
С бритвою Оккама в руке: Колонка Кирилла Кобрина С бритвою Оккама в руке: Колонка Кирилла Кобрина

«Многообразие не следует предполагать без необходимости»

Школа Masters
Валентин Катаев Валентин Катаев

Страшно сказать, с годами я разлюбил Катаева

Дилетант
Как стать космонавтом: пошаговая инструкция Как стать космонавтом: пошаговая инструкция

Как стать космонавтом? Статья с подробной инструкцией

Популярная механика
Вираж кабинетной магистрали Вираж кабинетной магистрали

Концепция создания опорной сети автодорог недостаточно проработана

Эксперт
TikTok-хаусы для бабушек: как старшее поколение осваивает социальные сети и что это значит для брендов TikTok-хаусы для бабушек: как старшее поколение осваивает социальные сети и что это значит для брендов

Почему брендам пора считаться со старшей аудиторией и как с ней работать

Forbes
Вязкая жидкость потекла по гидрофобным капиллярам быстрее текучей Вязкая жидкость потекла по гидрофобным капиллярам быстрее текучей

Сила тяжести влияет на текучесть жидкости в супергидрофобном капилляре

N+1
#прохобби: путешествия по России гендиректора «Газпромбанк Лизинг» #прохобби: путешествия по России гендиректора «Газпромбанк Лизинг»

Генеральный директор «Газпромбанк Лизинг» рассказал о путешествиях по России

РБК
Когда пора к психологу Когда пора к психологу

Психологи рассказывают, как понять, что дружеская беседа уже не поможет

Psychologies
Лавка и доставка Лавка и доставка

Первый в Москве ресторан греческой кухни стал активно развивать свою доставку

Эксперт
Секс, любовь и тактильный контакт: как они связаны? Секс, любовь и тактильный контакт: как они связаны?

Прикосновения — особая форма общения

Psychologies
Ради чего стоит ехать в Башкирию Ради чего стоит ехать в Башкирию

Республике Башкирия есть что показать

СНОБ
Пока огонь горит Пока огонь горит

Африка — колыбель человечества, а ЮАР — многонациональная и разнородная страны

Вокруг света
Трагическое наследство Трагическое наследство

Как Катерина Босов оказалась втянутой в борьбу за активы мужа

Forbes
«Пандемия сорвала маски: стало очевидно, кто на что способен» «Пандемия сорвала маски: стало очевидно, кто на что способен»

Почему пандемия повысит спрос на позитивный менеджмент в российских компаниях?

РБК
5 невероятных проектов для борьбы с потеплением 5 невероятных проектов для борьбы с потеплением

Как люди собираются противостоять глобальному потеплению

Популярная механика
7 мифов о женском алкоголизме 7 мифов о женском алкоголизме

Алкоголизм, которым страдают женщины, мало чем отличается от мужского

Psychologies
Ученые воспроизвели покрытие, защищающее от бликов глаза насекомых Ученые воспроизвели покрытие, защищающее от бликов глаза насекомых

Как экономично и экологично производить безопасные биоразлагаемые нанопокрытия

Популярная механика
8 правил совместного проживания с женщиной 8 правил совместного проживания с женщиной

Остальные 957 правил ты услышишь от нее

Maxim
10 необычных Citroën 10 необычных Citroën

Citroën всегда славилась революционными дизайнерскими решениями

Популярная механика
Химия на кухне: как отобрать у риса калории и сделать курицу сочнее Химия на кухне: как отобрать у риса калории и сделать курицу сочнее

Три кухонных лайфхака, за которыми стоит сложная органическая химия

Популярная механика
Лиза Арзамасова. Пусть каждый день удивляет Лиза Арзамасова. Пусть каждый день удивляет

Лиза Арзамасова рассказывает о любви, доме, карьере и влиянии имени на характер

Лиза
Явка провалена Явка провалена

Лев Рубинштейн объясняет, почему мы с детства ищем предателей родины

GQ
К-8: советская атомная подлодка с трагической судьбой К-8: советская атомная подлодка с трагической судьбой

Подлодка, ставшая первой потерей советского атомного флота

Maxim
Little Big Little Big

Илья Прусикин (Little Big) о сыне, современной музыке, съемках и страхах

ЖАРА Magazine
Отрывок из книги Александра Кравцова «Найди ментора» Отрывок из книги Александра Кравцова «Найди ментора»

Для чего нужен ментор, где его найти и как выстроить правильное сотрудничество

СНОБ
No Diving No Diving

Александра Ревенко о роли современной московской ведьмы

OK!
Мучает боль в мышцах? 5 способов ускорить восстановление после тренировки Мучает боль в мышцах? 5 способов ускорить восстановление после тренировки

Опять не можешь встать после трени?

Playboy
Открыть в приложении