Культура | Выставка
Сезоны Бакста
Выставка «Бакст. От русских балетов к высокой моде» открылась в библиотеке-музее Парижской национальной оперы. Каким Париж видит сегодня главного сценографа и кутюрье «Русских сезонов», которого он провозгласил гением еще век назад?
Для нас Лев Бакст — национальное достояние, для французов Леон Бакст — до сих пор модный художник. Удивляться ли тому, что отмечать его 150-летие начали выставкой в ГМИИ им. Пушкина, а под занавес юбилейного года выставка Бакста открылась в Париже?
Эта выставка охватывает почти всю жизнь и творчество Леона Бакста — от первых иллюстраций на страницах «Аполлона» и «Мира искусства» до его последних открытий в мире высокой моды. Костюм Белого лебедя, созданный Бакстом для Анны Павловой еще в Санкт-Петербурге, головной убор Иды Рубинштейн для роли Шехеразады, полотна из частных коллекций, эскизы, впервые извлеченные из архивов,— всего в Парижской опере выставлено около 130 экспонатов. Причем ни один из них не был привезен на выставку из России, подчеркнул Матиас Оклер, директор музыкального отдела Национальной библиотеки Франции.

Из собрания Национальной библиотеки Франции, музыкальный отдел, библиотека-музей Парижской оперы
— Это исключительно парижская выставка,— пояснил он «Огоньку».— Впрочем, такое и в Париже нечасто увидишь, ведь все экспонаты находятся в разных собраниях: в Национальной библиотеке, в отделах библиотеки Парижской оперы, в Музее декоративных искусств, Музее современного искусства Парижа и многочисленных частных коллекциях. Вообще, для Франции это первая с момента смерти Бакста монографическая выставка, целиком посвященная его творчеству. В каком-то смысле из целой команды «Русских сезонов», пленившей Париж на заре прошлого века, Баксту на берегах Сены повезло меньше всех: его имя здесь почти забыто, в отличие от легендарных Дягилева, Нижинского, Павловой, Бенуа. Только изредка его смутно связывают с двумя знаменитыми работами, которые затмили своего создателя: с эскизом костюма вакханки из балета «Нарцисс» и афишей со скандальным фавном-Нижинским на обложке. Стефан Барсак, писатель и критик «Фигаро», рассказал «Огоньку», что сегодня, как и столетие назад, когда в Париж привезли первый русский балет с декорациями Бакста, художник удивительно угадывает запросы парижской публики. Она привыкла к тому, что декорациям не уделяли особого