Культура | Выставка
Сезоны Бакста
Выставка «Бакст. От русских балетов к высокой моде» открылась в библиотеке-музее Парижской национальной оперы. Каким Париж видит сегодня главного сценографа и кутюрье «Русских сезонов», которого он провозгласил гением еще век назад?
Для нас Лев Бакст — национальное достояние, для французов Леон Бакст — до сих пор модный художник. Удивляться ли тому, что отмечать его 150-летие начали выставкой в ГМИИ им. Пушкина, а под занавес юбилейного года выставка Бакста открылась в Париже?
Эта выставка охватывает почти всю жизнь и творчество Леона Бакста — от первых иллюстраций на страницах «Аполлона» и «Мира искусства» до его последних открытий в мире высокой моды. Костюм Белого лебедя, созданный Бакстом для Анны Павловой еще в Санкт-Петербурге, головной убор Иды Рубинштейн для роли Шехеразады, полотна из частных коллекций, эскизы, впервые извлеченные из архивов,— всего в Парижской опере выставлено около 130 экспонатов. Причем ни один из них не был привезен на выставку из России, подчеркнул Матиас Оклер, директор музыкального отдела Национальной библиотеки Франции.
— Это исключительно парижская выставка,— пояснил он «Огоньку».— Впрочем, такое и в Париже нечасто увидишь, ведь все экспонаты находятся в разных собраниях: в Национальной библиотеке, в отделах библиотеки Парижской оперы, в Музее декоративных искусств, Музее современного искусства Парижа и многочисленных частных коллекциях. Вообще, для Франции это первая с момента смерти Бакста монографическая выставка, целиком посвященная его творчеству. В каком-то смысле из целой команды «Русских сезонов», пленившей Париж на заре прошлого века, Баксту на берегах Сены повезло меньше всех: его имя здесь почти забыто, в отличие от легендарных Дягилева, Нижинского, Павловой, Бенуа. Только изредка его смутно связывают с двумя знаменитыми работами, которые затмили своего создателя: с эскизом костюма вакханки из балета «Нарцисс» и афишей со скандальным фавном-Нижинским на обложке. Стефан Барсак, писатель и критик «Фигаро», рассказал «Огоньку», что сегодня, как и столетие назад, когда в Париж привезли первый русский балет с декорациями Бакста, художник удивительно угадывает запросы парижской публики. Она привыкла к тому, что декорациям не уделяли особого