Россия и мир | Проблема
Родильное отдаление
Под бодрые отчеты о растущей рождаемости в стране сокращают роддома и койки для беременных и рожениц в сельской местности
Эта история наделала много шума: 10 беременных женщин забаррикадировались в роддоме поселка Борисоглебский Ярославской области. Захвату предшествовали годы борьбы — местные власти пытались закрыть роддом (в поселке проживают 5 с половиной тысяч человек, а в районе — 12 300), объясняя это ненадлежащими санитарными условиями и некими экономическими причинами. Жители упирались как могли: собрали деньги и за свой счет пристроили к роддому котельную, установили новые пластиковые окна, поменяли сантехнику, сделали ремонт внутри. А еще собрали 3 тысячи подписей против закрытия. А когда все это не помогло, отчаявшиеся женщины захватили роддом. В местное УВД поступил соответствующий сигнал, полиция приехала, но, увидев захватчиц, зачищать объект не решилась. В итоге, впрочем, его все равно закрыли. А жителям ярославских сел — всего по области закрыли семь роддомов — обещали специально оборудованные скорые для комфортной доставки рожениц в район, койки для экстренных родов в центральной районной больнице, хорошие дороги и новый роддом в соседнем городе Данилове…
После тех драматических событий минуло три года. Что теперь?
— Несколько месяцев назад я рожала в Ростове (Ростов Великий — районный центр Ярославской области в 40 километрах от Борисоглебского.— ”О“),— рассказывает Ирина, жительница поселка Борисоглебский,— схватки у меня начались раньше срока. Приехала скорая — очень старая грязная «буханка», ни акушер, ни водитель не знали адреса роддома. В Ростове водитель у всех встречных-поперечных спрашивал, где роддом. Кресло, на котором я сидела, очень сильно качалось. Фельдшер мне говорит: «Смотри, не роди тут, здесь грязно». Короче говоря, с обещанной оборудованной машиной нас обманули.
— Сейчас, когда подходит срок 40 недель,— рассказывает Анна — мама четверых детей,— гинеколог спрашивает у женщин, будет ли возможность доехать до роддома во время схваток, есть ли свой транспорт. Если нет, то дают направление в Ростовский роддом. При наличии мест могут положить заранее. А в перинатальный центр попробуй попади.
Туда не всех берут, все переполнено. По словам заместителя главы администрации Даниловского района Юлии Пальцевой, строительства обещанного роддома в Данилове (население города 15 тысяч человек) больше нет в планах. Во-первых, на это нет средств, во-вторых, количество родов в Даниловском районе (население района 25 400 человек) никогда не будет достаточным, чтобы финансово обеспечивать роддом. Поэтому бессмысленно даже пытаться подавать заявку в департамент здравоохранения области. Ну и, естественно, скоростных автобанов, по которым можно быстро и безболезненно домчать женщину со схватками, в Ярославской области до сих пор не появилось.
Зато после закрытия роддомов в Ярославской области выросло число домашних родов.
— Женщины стали рожать дома,— говорит жительница Борисоглебского Ольга,— я знаю уже около десяти таких случаев. Все из-за того, что в роддом ехать далеко. Да, экстренные роды сейчас могут и в Борисоглебском принять, там в отделении хирургии есть одна койка. Но при этом все рядом — и гнойная хирургия, и роженица.
Улучшение уменьшением
Закрывать маленькие сельские роддома стали четыре года назад. Только за 2015 год в стране было сокращено 3400 коек для беременных и рожениц и 4450 гинекологических коек. Сегодня в Мартыновском районе Ростовской области не осталось ни одного роддома. «Все ездят рожать в Волгодонск. Это 70 километров от Большой Мартыновки,— рассказывает Ольга Гулинская, жительница села Большая Мартыновка (население поселка 6 тысяч человек).— Наш роддом закрыли. Женщины то в дороге рожают, то в отделении хирургии нашей районной больницы, если нет шансов успеть доехать. Рядом может оказаться больной с гнойным септиком — и ничего. У нас в районе на 40 с лишним тысяч человек один врач-гинеколог. Приезжаешь в Волгодонск, там врачи говорят — опять эта ваша Мартыновка, нам своих девать некуда…»
В Ростовской области роддома закрыты в пяти районах. В Тверской области осталось всего два роддома. В Волгоградской области было 33 родильных отделения, сейчас их меньше десятка. В Хабаровском крае сокращено 14 процентов акушерских коек. Во Владимирской области закрыты родильные отделения в пяти районах. В программе модернизации здравоохранения Владимирской области, принятой в 2012 году, так и сказано: «С целью улучшения качества медицинской помощи женщинам в период беременности и родов планируется уменьшение количества коек в муниципальных учреждениях родовспоможения 1-й группы (это роддома, принимающие до 500 родов в год.— «О») с 89 до 16 коек, то есть на 82 процента (73 койки)».
В Кемеровской области расстояние от некоторых поселков и деревень до акушерских пунктов достигает 200 километров. В Курганской области закрыто родильное отделение в селе Шатрово. Расстояние между этим райцентром и перинатальным центром в Кургане 180 километров, от других деревень района — 220 километров. «Большая часть дороги от Шатрово до Кургана в ужасающем состоянии, как будто после бомбежки в годы войны,— говорят местные жительницы.— И как беременная женщина перенесет 3 часа такой дороги — это если она добирается на личном транспорте, или почти 5 часов — если на общественном, чтобы попасть в роддом?! А как такую дорогу перенесет двух-, трехдневный младенец после выписки из роддома?»
В Удмуртии не осталось роддомов в девяти районах. Рожениц отправляют в межрайонные центры, до некоторых больше 80 километров. Так, роддом города Можги принимает будущих мам из трех районов. Причем Можгинская районная больница укомплектована врачами лишь на 48,7 процента. Там не хватает терапевтов, реаниматологов, акушеров-гинекологов, детских травматологов, педиатров…
В Пермском крае жительниц некоторых населенных пунктов от роддома теперь отделяют 200–300 километров бездорожья. «Как нам ездить? — сетуют женщины.— Большинство — семьи малоимущие, денег на дорогу у многих просто нет».
В Псковской области в районном центре Опочка (проживают 10 480 человек), закрылся роддом. Женщины ближайших районов ездят рожать в Остров (77 километров) и Псков (129 километров). В отчаянье люди писали письма губернатору. «Это был единственный роддом в нашем Опочецком районе. Вокруг уже все закрыли! И жительницы всех близлежащих деревень и поселков ехали к нам рожать. Теперь мы со схватками вынуждены ехать по кочкам (час езды в лучшем случае). Это и так дикая боль, а еще и по колдобинам! Приехать в чужой город в родильный дом это еще одно, а как оттуда попасть домой с новорожденным малышом? На автобусе с ребенком? Автомобиль есть не у многих… Не издевайтесь над женщинами!..»
— Масштабное закрытие родильных коек произошло в 40 регионах,— говорит Эдуард Гаврилов, директор фонда «Здоровье».— Теперь роженицу приходится везти в областной, краевой или республиканский центр. Или в межрайонный центр, где есть работающее родильное отделение. Где-то это десятки километров, но могут быть и сотни. Например, в Кировской области мы проехали по дороге, по которой везут роженицу из поселка Суны рожать в город Киров. Эти 130 километров как терка!»