Общество | Тенденция
«Выросла конкуренция за рабочие места»
На фоне ослабления рубля россияне вытесняют мигрантов с рабочих мест, гласят результаты исследования столичных экспертов. за парадоксами статистики «Огонек» увидел разворот на рынке труда
Масштабное исследование, проведенное экспертами Академии труда и социальных отношений (АТиСО) по заказу московского правительства, удивило: миф о засилье мигрантов на столичном трудовом рынке, кажется, развеян. На фоне экономической турбулентности сразу в нескольких отраслях — финансовой сфере, образовании, здравоохранении, оптовой и розничной торговле — наблюдается… отток иностранных работников в пользу российских. Парадокс в том, что на этом фоне общая занятость в столице растет: прирост составил почти 5 процентов, и это едва ли не в самый пик кризиса.
Разобраться в причудах столичного рынка труда «Огоньку» помог один из авторов исследования, проректор АТиСО Александр Сафонов.
— Почему московское правительство заинтересовалось мигрантами?
— Столичным властям, как я понимаю, было важно понять, насколько эффективно используется сейчас рабочая сила, что происходит с занятостью в различных отраслях. Мы собрали и проанализировали статистические данные — от статистики ФМС до данных по обороту московских компаний за четыре года, пришедшихся как раз на экономический кризис. И вот что получилось: если с 2011 по 2013 год число мигрантов в столице последовательно росло, то в 2014-м началось резкое сокращение (на 12,6 процента к уровню 2013-го), все это на фоне кризисных явлений в экономике страны и падения курса рубля.
— В каких отраслях больше всего недосчитались мигрантов?
— Один из антилидеров — это столичная торговля: если общая занятость выросла там на 10 процентов, то число мигрантов, напротив, сократилось более чем наполовину — на 54 процента (с 133 тысяч в 2011-м до 61 тысячи человек в 2014‑м). В финансовой деятельности похожая ситуация — рост занятости там составил 15 процентов, а вот число иностранных рабочих уменьшилось на 46 процентов (с 2,5 до 1,3 тысячи человек). Однако рекордсменом по снижению численности мигрантов стало образование — там этот показатель упал на 96 процентов! Если в 2011-м на всю Москву насчитывалось 2 тысячи экспатов-преподавателей, то сейчас это лишь 80 человек — рекордный минимум для такого большого города.
— Чем объясняете? Неужели все дело в кризисе?
— Не только, повлияло ужесточение миграционного законодательства — введение патентов и обязательной регистрации. Это, конечно, не сравнить с существовавшими до 2007-го квотами на мигрантов, которые тогда фактически перекрыли дорогу легальным мигрантам-работникам. Но и нынешние патенты в кризис стали проблемой.
Давайте посчитаем: допустим, низкоквалифицированный мигрант получает здесь 12 тысяч рублей, из них только сам патент стоит 4 тысячи, прибавьте сюда расходы на жилье, на справку о знании русского языка (сейчас это платная услуга), на медицинскую справку (тоже платную), наконец, учтите стоимость перелета, а это примерно 20 тысяч рублей... И вот результат: чтобы начать работать в Москве, такому мигранту нужен практически неподъемный для него стартовый капитал.
Во многих отраслях изменилось и отношение к мигрантам со стороны самих работодателей. Почему заметнее всего число наемных иностранных работников сократилось в торговле?
Просто торговые сети сегодня неохотно нанимают мигрантов, боясь осложнений с миграционной службой, здесь предпочтение отдается российским гражданам. Но даже важнее этого оказалось другое: там просто выросла заработная плата, а значит, выросла конкуренция за рабочие места.
Напомню: в столице с прошлого года ввели так называемый торговый сбор, который поначалу много критиковали. Критиковали зря. Если раньше низкие зарплаты в конвертах были частью схемы по уходу от налогов, а значит, стимулировали использование дешевой рабочей силы, то теперь, с введением в столице этого самого сбора (налог сегодня берется с площади объекта торговли), ранее существовавшие схемы стали неактуальны: зарплаты выросли и на рабочие места потянулись россияне из регионов. То есть из-за кризиса в каком-нибудь Поволжье или на Северном Кавказе возможностей трудоустроиться стало меньше, а в Москве, наоборот, открылись достойные вакансии — это и дало толчок так называемой маятниковой миграции. Заработная плата столичного кассира в 30 тысяч рублей оказалась вполне привлекательной для россиян из регионов — вот они и заняли места мигрантов.