Культура | Выставка
Самоцветное зрение
Первая ретроспективная выставка Василия Коноваленко открылась в музеях Кремля. Задумана она была еще 40 лет назад
В 1974 году «Огонек» вышел со статьей Сергея Михалкова «Наследник Данилы-мастера». Журнал отвел два разворота под фотографии работ Василия Коноваленко, а создатель гимна и самый большой литературный начальник посвятил ему панегирик с объяснениями, как тонко художник чувствовал камень при создании своих скульптур. «Подарили как-то геологи скульптору-ювелиру кахолонг. Долго присматривался художник к куску камня. И вдруг воображение нарисовало ему контуры ласточки. Надо лишь довести, выявить». Михалкову же мы обязаны и единственной цитатой Коноваленко, растиражированной всеми устроителями выставок и исследователями творчества мастера: «У камня можно учиться живописи».
Михалков сделал все, чтобы помочь камнерезу пробиться, но даже он не спас его от преследований КГБ. В СССР все работы с драгоценными и полудрагоценными камнями были под контролем, для чего, собственно, мастеру и было нужно официальное признание. Камни Василию Коноваленко привозили знакомые геологи. Тут и до «дела» рукой подать…
Сегодня Василий Коноваленко известен как едва ли не единственный из мастеров ХХ века, который сумел вернуть камнерезному искусству технику объемной мозаики. В России она была утеряна после закрытия фирм Фаберже и Денисова-Уральского — потомственного резчика по камню и художника-самоучки, создававшего произведения искусства из уральских самоцветов. Но, как рассказала «Огоньку» жена скульптора Анна Коноваленко, ее муж учился читать «каменную азбуку» сам. Кажется, что бывший театральный художник Коноваленко