Неделя | Первоисточник
«Ситуация вопиющая!»
Введение Киевом санкций против украинских «дочек» ведущих российских госбанков «Огонек» попросил прокомментировать бывшего зампреда Центробанка России Александра Хандруева
— Александр Андреевич, как вы оцениваете ситуацию с российскими банками на Украине?
— Речь не о российских банках, а об украинских компаниях, украинских юрлицах. А оценить ее можно в двух словах — форс-мажор. Вопиющая для банковского мира всей планеты ситуация. Случись такое в любой другой стране Европы, поднялась бы волна возмущения. Уверен, что Международный валютный фонд высказался бы непременно, политики и центробанки ведущих стран осудили бы такие действия властей. Все произошедшее не вписывается в мировую банковскую практику. И причину такого следует искать в политике. В Киеве, очевидно, были убеждены, когда принимали решение, что сделают хуже российским банкам, прежде всего ВТБ и Сбербанку. Их украинские «дочки» действительно пострадали, хотя и не от санкций, есть прямой ущерб от порчи хулиганами банкоматов и офисов. Однако серьезного урона банковским операциям нанесено не было, да и не могло быть нанесено: процессинг — центры же находятся в Москве. Заблокировали часть счетов. Но опять же физических денег в банках, подпавших под санкции, не было.
— Так кто же пострадал?
— Больше других — вкладчики этих банков: они не могут снять свои сбережения, но сами сбережения при этом остались нетронутыми. Пострадали также и те, кто осуществлял денежные переводы через эти банки… Получается, что основные трудности киевские власти создали собственным гражданам. А банковскую деятельность организаций, подпавших под санкции, это не прекратило.
— Кризис в отношениях Москвы и Киева возник три года назад, неужели «дочки» российских госбанков не соизмеряли риски все это время?
— Соизмеряли, наверное, но весь вопрос в том, что украинский финансовый рынок нуждался и нуждается в устойчивых и капитализированных банках, а какой бизнес окажется глух к запросу рынка? До поры до времени интерес был взаимным: уйди «дочки» российских банков с украинского рынка, не ясно, кто бы их заменил. На самой Украине настолько устойчивых и капитализированных кредитных учреждений нет. Со временем, возможно, пришли бы французские или немецкие банки, впрочем, говорить об этом с уверенностью вряд ли стоит: ни тогда, ни сейчас крупные европейские и американские банки на Украину не стремились. Что теперь будет делать украинская власть, приняв такое