После всего | Событие
В лучах готики
Выставка шедевров готического искусства из королевской часовни Сент-Шапель откроется в музеях московского Кремля 3 марта. Это уникальное событие: произведения из одной из самых красивых церквей парижа впервые покидают Францию. В Россию приедут даже фрагменты прославленных витражей
Только оказавшись под разноцветными сводами верхней часовни, понимаешь, что главное украшение Сент-Шапель — здесь. Стены капеллы, зажатой на узкой площадке у Дворца правосудия, не возведены из камня — они сотканы из света. Такая иллюзия возникает даже в пасмурный день, когда из-за тяжелых парижских туч солнце едва освещает каждую из 1113 сцен Священного писания на 750 квадратных метрах стекла. Красок самых знаменитых витражей не приглушили ни возраст почти в восемь столетий, ни современная экология, и даже ни десятилетка революций 1789–1799 годов, когда громили статуи, а лица святых и монархов соскабливали с венецианского стекла.
Теперь Сент-Шапель едет к нам.
«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» — это первая выставка, ради которой около 100 уникальных произведений французского Средневековья из королевской часовни на острове Сите покинут Францию. Среди них многочисленные реликварии — так называют вместилища для хранения религиозных святынь, скульптуры, усыпанные драгоценностями изделия из золота и серебра, и даже главное сокровище Сент-Шапель — фрагменты ее витражей.
То, что реликварии в перечне на первом месте,— совершенно закономерно. Собственно, это то, ради чего и была построена часовня в середине XIII века.
Известно, что Людовику IX (1214–1270) удалось собрать самую престижную во всей Европе коллекцию христианских реликвий. В нее вошли большой фрагмент Истинного Креста, губка, на которой палачи подносили Христу уксус вместо воды, наконечник копья, которым римский воин Лонгин пронзил Спасителя, и Терновый венец. Заполучив эти сокровища, молодой король не только исполнил долг истинного христианина, но и в каком-то смысле превратил Францию в новую Святую землю. Во многом именно благодаря этому Людовик и остался в веках как Святой.
Бесценные реликвии были помещены в специальные реликварии, но и последним потребовалось великолепное обрамление. Недостроенный к тому моменту собор Парижской Богоматери для хранения святынь не годился. Поэтому было решено возвести часовню, которая напрямую соединялась бы с королевской резиденцией Консьержери. Все работы были завершены в рекордный срок (около шести лет) и за скромную сумму 40 тысяч турских ливров (если сравнивать с астрономическими 135 тысячами ливров, которые король отдал венецианским купцам за Терновый венец).
Сокровища, которые выставят в Патриаршем дворце в Кремле, находились в Сент-Шапель с момента ее возведения до Великой французской революции, а затем разошлись по нескольким музеям (сразу предупредим — ни одна из религиозных святынь в выставке не участвует). Сегодня эти бесценные и крайне хрупкие экспонаты даже во Франции редко собираются в рамках одной выставки, объясняет «Огоньку» Филипп Белаваль, президент Центра национальных памятников.
— На самом деле мы и сами не ожидали, что удастся организовать выставку такого размаха,— рассказывает Филипп Белаваль.— Видите ли, Центр национальных памятников играет роль координатора между музеями. Все экспонаты для выставки в Москве хранятся в коллекциях разных музеев — Лувра, музея Средневековья (Клюни), в Национальных архивах и Национальной библиотеке Франции. У меня были опасения, что эти учреждения, которые остаются не только открытыми для взаимодействия, но и очень требовательными к принимающей стороне, откажутся от выставки, чтобы не подвергать хрупкие экспонаты нежелательной транспортировке. Некоторые, кстати, так и поступили, но с большинством музеев удалось договориться, поэтому у нас получается прекрасная выставка.