Сначала ЗАГС, потом никах
В начале ноября Совет улемов духовного управления мусульман России опубликовал богословское заключение, в котором браки мусульман с женщинами, исповедующими другие религии, названы недопустимыми. Какие сложности возникают в межконфессиональных семьях? Об этом «Огонек» поговорил с людьми, вступившими в межнациональный брак
Под запрет Совет улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) России подпадают в том числе браки с так называемыми «представительницами людей Писания» — христианками или иудейками. Согласно документу, союзы мусульман с представителями других конфессий возможны лишь в исключительных случаях по решению муфтия. ДУМ России и некоторые другие мусульманские сообщества не поддержали это решение. Тем не менее документ вызвал резонанс в СМИ. Своя точка зрения и у тех, кто выбрал союз с иноверцем.
«У нас пятеро детей, все они воспитываются в исламской традиции»
Мария (37 лет, воспитатель семейного детского сада, переводчик с арабского) и Фарадж (50 лет, преподаватель университета). Москва
Мои родители — атеисты, верующей была только прабабушка. Она меня крестила, рассказывала о православии, водила в церковь. По-настоящему о религии я начала задумываться в 17 лет. Мы с семьей ездили отдыхать в Италию, и там я познакомилась с молодым человеком-мусульманином. Помню, что мы обсуждали ислам, и меня это заинтересовало настолько, что я стала читать религиозную литературу, а через какое-то время приняла ислам. Сейчас, вспоминая об этом, я сама себе удивляюсь: как это могло произойти? Ведь тогда я не была знакома ни с одним мусульманином, даже в мечети ни разу не была. С моим будущим мужем я встретилась на студенческом мусульманском празднике, когда училась на втором курсе университета. Мы пришли с подругой и, как принято, сидели за отдельным, «женским», столом. Он меня увидел и захотел познакомиться. Я уже носила хиджаб, так что он очень удивился, когда узнал, что я русская. Мы поженились через три месяца после первой встречи. Папа отнесся ко всему спокойно, а вот мама очень переживала. Дело в том, что муж из Ливии, а это очень строгая исламская страна. Маме казалось, что меня завлекли в религиозную секту, что я стану террористкой. Но после знакомства с Фараджем непонимание ушло: он очень приятный, образованный человек, ему удалось расположить к себе моих родственников. Изначально Фарадж предложил сделать только никах, но моя семья была против. Мама сказала: «Все должно быть официально. Так что сначала регистрируйтесь в загсе, а уже потом идите в мечеть». На торжество я пригласила всех своих русских родственников, и им сразу же пришлось подстроиться: мусульманская свадьба празднуется без алкоголя. Мы с супругом вместе уже 18 лет, у нас пятеро детей, все они воспитываются в исламской традиции. Когда мы идем в гости к родителям, папа специально покупает халяльное мясо. Другие родственники тоже относятся с пониманием. Даже шутят: «В Великий православный пост вы наконец-то можете есть все то же, что и мы!» Фетву о запрете на межконфессиональные браки я считаю вполне логичной. Думаю, это связано с увеличением количества подобных браков и конфликтов в них. В семье очень сложно каждодневно преодолевать религиозные различия. Другое дело, если оба человека на самом деле не очень-то и религиозны. Они иногда ходят в храм, не соблюдают всех традиций, а в отношении детей решают так: «Сами определятся, когда вырастут».
«Никогда не было конфликтов на религиозной почве»
Евгения (33 года, начальник департамента гуманитарных дисциплин в языковой школе) и Махаммад (35 лет, финансовый контролер ревизионного управления). Томск — Баку
Я — русская, а мой супруг— азербайджанец. Познакомились в США, когда учились в одном университете. Махаммад получал MBA, а я заканчивала факультет международных отношений. Мы быстро поняли, что у нас серьезные отношения, ведущие к браку. Религия никогда не являлась для нас препятствием. Я ему рассказывала про христианство, он мне — про ислам. При этом о моем переходе в ислам разговор никогда не заходил.
Свадьбы у нас не было, просто зарегистрировались и отметили это событие вдвоем. Мама Махаммада, конечно, очень расстроилась. У азербайджанцев свадьбу принято праздновать масштабно, приглашать всех родственников и друзей. Его родители — практикующие мусульмане. Я могу только догадываться, как они отнеслись к тому, что я православная. При знакомстве радости в их глазах я не увидела, но и неприязни никто не проявил. У брата и сестры моего супруга традиционные мусульманские браки. Младшему брату невесту выбирала мама, специально для этого ездила в свое село. Они познакомились, пообщались, и на следующий день произошла помолвка. Сестра нашла себе мужа сама, но его кандидатуру в семье долго обсуждали и в конечном итоге одобрили. А Махаммад такой вот «отщепенец», выбрал другой путь. Мы с мужем не так часто встречаемся с его родственниками. Я пробовала приобщиться к традициям: бывала на больших свадьбах, праздниках. Но мне это не очень понравилось, и муж больше не настаивает, ходит без меня. При этом мы иногда вместе посещаем церковь. Мне нравится быть в браке с мусульманином. Ислам— очень патриархальная система, мужчина как глава семьи берет на себя ответственность и решение семейных проблем. Конечно, есть и нюансы: например, я не могу носить слишком открытую одежду, дружить с мужчинами и ходить в ночные клубы. Общение происходит в основном внутри семьи или с друзьями мужа. Но я к этому быстро привыкла. Что касается наших детей, то они, конечно, будут мусульманами. Я отношусь к этому спокойно: религия мужа мне никогда не мешала. Мы вместе уже 11 лет. Конечно, как и в любой семье, у нас бывают ссоры, но конфликты на религиозной почве никогда не возникали.