Культура | Выставка
Разогретая оттепель
16 февраля в Третьяковской галерее открывается выставка «Оттепель». Обозреватель «Огонька» — о том, почему «оттепели» в последнее время как сговорились
Вы будете смеяться, но музейных «Оттепелей» этой весной в Москве будет три. Сразу три столичных музея (Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина и Музей Москвы), независимо друг от друга, три года назад, верстая свои долгосрочные выставочные планы, поставили на 2017 год экспозиции с таким названием.
Обнаружилось это почти случайно: Зельфира Трегулова, возглавлявшая в 2014-м Росизо, была посвящена в проект ГМИИ, а став в 2015-м директором Третьяковки, нашла «Оттепель» и там. Посовещавшись, музеи решили объединиться и провести большой, даже можно сказать, невиданный ранее фестиваль «Оттепель: лицом к будущему». Позвали еще театр «Современник», парк Горького и «Музеон», наметив невероятное количество разных мероприятий, от лекций и просмотров фильмов до общественных дискуссий. Есть опасение, что нас так перекормят оттепелью, что к концу года, при упоминании 1960-х в любом контексте, мы будем закатывать глаза и причитать: «Как, опять про оттепель?!! Нет, только не это».
Но пока мы «ждем с томленьем упованья». Потому что разве может быть что-то прекрасней мифа оттепели? Время с 1953 (смерть Сталина) по 1968 год (ввод советских войск в Чехословакию и начало свертывания косыгинских экономических реформ) — чуть ли не самое светлое в отечественной истории за весь XX век.
Полвека, минувшие с тех пор,— достаточный срок, чтобы увидеть большое на расстоянии. Эпоха, цитируя директора ГТГ, предстает перед нами во всей своей целостности и значимости. Советскую оттепель можно сравнить с эпохой Возрождения. И там, и там (в каждом случае по-своему) происходило открытие мира и человека. Обновление затронуло абсолютно все стороны жизни, в том числе политику, дипломатию, науку, искусство. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена, табуированные в 1930–1940-х годах. В изобразительном искусстве появился «суровый стиль», начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн.
Выставочное пространство в Третьяковской галерее будет поделено на семь тематических разделов, экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров 1960-х годов. Будут представлены около 500 экспонатов: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография, предметы быта, архивные документы, фрагменты фильмов. Среди авторов, чьи работы будут представлены,— Эрик Булатов, Александр Дейнека, Анатолий Зверев, Юрий Злотников, Франсиско Инфанте-Арана, Илья Кабаков, Гелий Коржев, Лидия Мастеркова, Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Павел Никонов, Петр Оссовский, Юрий Пименов, Виктор Попков, Оскар Рабин, Михаил Рогинский, Вадим Сидур, Борис Турецкий, Владимир Янкилевский и другие.
К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950–1960-х, проект сопровождает обширная образовательная программа; часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля «Оттепель. Лицом к будущему».
Куратор выставки Кирилл Светляков рассказал, что, собственно, спровоцировало музейную инициативу. В 2008-м в стране прогремел фильм «Стиляги» Валерия Тодоровского, в 2013-м тот же режиссер снял сериал «Оттепель». Последнее событие в этом же ряду — сериал «Таинственная страсть». Реакция публики была не всегда положительной (особенно у очевидцев событий), но, безусловно, жаркой. Стало понятно, что в обществе существует запрос на тему.
Вторая причина — памятники материальной культуры 1960-х годов разрушаются и исчезают на наших глазах. В 2015 году в аэропорту Шереметьево снесли посадочный павильон «Рюмка» — ярчайший памятник советского модернизма, визитную карточку Москвы. Протесты Архнадзора не помогли, потому что в глазах чиновников архитектура 1960-х обладает низкой ценностью. И миссия музея в данной ситуации — защищать, объяснять и через пропаганду явления повышать социальную значимость.
Еще одна причина — уходят участники событий. И мы не всегда успеваем даже расспросить их о пережитом. Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом работ 1970-х — первой половины 1980-х, а вслед за этим — искусства времени перестройки.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl