«Одесса» Валерия Тодоровского — история о детских воспоминаниях и любви
«Кинотавр» открылся самым подходящим для этого фильмом: историей о распадающейся семье, запертой на неделю в городе у моря. В главных ролях — Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт и другие.
Одесса, август 1970 года. Московский журналист-международник Борис (Евгений Цыганов), «весь такой импортный», приезжает вместе с маленьким сыном Валерой (Степан Середа) в гости к родне жены. Родителей играют Леонид Ярмольник и Ирина Розанова, двух сестер, разлученных с третьей, — Евгения Брик и Ксения Раппопорт. Женщины изнывают от зноя, а мужчины — от бездействия. Супруг одной из сестер получил заказ написать оперу, но боится сфальшивить, супруг другой — неудачливый спекулянт. По соседству с семьей Давыдовых цветет пятнадцатилетняя девушка Ира (Вероника Устимова). В городе — исторический факт — объявляют карантин из-за холеры, поэтому улететь домой Борис и Валера не смогут. Жара и теснота сделают свое дело: взрослые буду взрываться один за другим. Но для детского глаза любой взрыв — фейерверк.
Все фестивальные фильмы, в какой бы стране и в каком бы году их ни показали, — это нейроны одной нервной системы, и стоит вспыхнуть одному из них, как сигналы тут же получат другие. До 10 лет Валерий Тодоровский жил в Одессе, поэтому велик соблазн сравнить его картину с «Ромой» Альфонсо Куарона — другой историей о детских воспоминаниях; о времени, застывшем будто бы в янтаре; и о коллективной судьбе, явленной через интимный опыт. Но ленты снимались одновременно, а отчасти схожая творческая задача в них решалась совершенно по-разному. Режиссер «Ромы» сделал рассказчиком служанку в доме семьи, и ее история получилось прямой, как стрела; все остальные герои — лишь часть ее оперения. В «Одессе» рассказчиком — впрочем, сам Тодоровский говорит, что это не вполне верно, — кажется, именно мальчик Валера; в фильме даже есть серия крупных планов, в которых мы буквально смотрим на мир его расфокусированным взглядом. Поэтому сюжет ленты выглядит рассеянным и мозаичным, будто бы собранным из двух разных, совершенно непостижимых для ребенка трагедий.