Искусство: Елена Кальницкая
Директор ГМЗ «Петергоф» руководит самым посещаемым музеем России, реставрирует уцелевшие во время войны шедевры рококо и сама придумывает мультимедиапроекты.
Петергоф, как и другие пригородные музеи-заповедники, умеет восстанавливать памятники «из ничего». А вот дворец Петра III и Китайский дворец в Ораниенбауме сохранились в годы войны, но их реставрация превратилась в детективную историю.
Трудно согласиться с формулировкой «из ничего»: все памятники, даже разрушенные войной и варварством, несут на себе печать подлинности. Дворцы Ораниенбаума действительно не пострадали во время войны, защитники Ораниенбаумского пятачка ценой своих жизней спасли их от гибели. Во дворце Петра III во время реставрации нас ждали удивительные находки — фрагмент живописи немецкого художника Ганса Вильгельма Шмидта и живописный плафон в Картинном зале, заклеенный, очевидно, в ходе послевоенной реставрации. После сложнейших процедур по консервации в Кабинет и Спальню дворца были перенесены живописные панно работы Ганса Шмидта, выполненные им в 1880-х. Эти элементы отделки XIX века убрали в запасники музея в 1950–1960-е годы, и более шестидесяти лет они не были известны широкому зрителю и большинству специалистов. А, например, в Штофную опочивальню Китайского дворца были возвращены отреставрированные декоративные панно второй половины XIX века, которые также с 1950-х годов хранились в запасниках. В советской историографии дворец Петра III и Китайский дворец позиционировались как уникальные памятники XVIII века с подлинной отделкой всех помещений в стиле рококо. Однако сейчас стало ясно, что эти шедевры Антонио Ринальди — еще и редкие поучительные примеры реставрации XIX века, проведенной по заказу великой княгини Елены Павловны и последних хозяев Ораниенбаума — герцогов Мекленбург-Стрелицких. Просто мы вернули на место настоящую отделку — к сожалению, не времени Петра III, а более позднюю. Но она для этих стен родная, в отличие от новодельной, XX века. Любой памятник имеет душу, а архитектура — овеществленный характер владельца здания. И поскольку владельцев у этих памятников было множество, они многократно переделывались и сохранили следы присутствия каждого из них. Показать это — значит честно показать настоящую многослойную историю дворцов.
Что дальше? Как я понимаю, у вас есть планы воссоздать Нижнюю дачу Николая II в петергофском парке «Александрия», взорванную в 1961 году?
Здесь мы тоже хотим соблюсти современный подход к памятнику — полностью восстановим конфигурацию дачи, сохранив все детали, которые остались, и дополнив их современными материалами.
Так ведь от нее только фундамент и остался…
Уцелело достаточно много обломков старого кирпича, куски облицовки. При взрыве они разрушились на фрагменты, были закопаны, а теперь извлечены на поверхность — нами уже проведена огромная археологическая работа. И мы, как из кубиков, сложим это здание заново, такой метод реставрации называется анастилоз.