Сколково можно?
Можно, нужно и давно пора — на опушке Мещерского парка отлично обжились не только стартаперы, но и светская диаспора с детьми. «Татлер» составил гид по перспективной местности
«Буду коллекционировать раритетные Porsche, возиться с тачками и играть в алтимат-фрисби», — покинувший этой весной WhatsApp сооснователь мессенджера Ян Кум присматривается, можно ли делать это в Сколково. Щурясь от солнца, он греется на веранде кафе «Сезоны», где в меню всегда есть наваристый куриный суп и икра из чиа. Жизнь вокруг идет будто в режиме slow motion. По дорожкам Мещерского парка (он арендован Абрамовичем и им же благоустроен) ходит с лыжными палками хозяйка сети детских клубов Vikiland Виктория Манасир. В гольф-клубе Роман Аркадьевич лично распоряжается строительством барной стойки. Абрамович — маскот и один из двигателей Сколково, наряду с Сулейманом Керимовым, который построил тут государственную, но очень престижную, с колоннами, Зареченскую школу. Алишер Усманов потратился на наукоград. Михаил Гуцериев — на бизнес-центр «Амальтея», плюс обещанные вскорости хаб городского транспорта и два больших торговых центра.
Некогда скромное село, основанное в XVII веке, сегодня про очень большие деньги. Элита политическая здесь жила и при СССР, причем правительственные дачи в этих местах передавались по наследству. Технологии тоже поселились давно. В 1930‑х был организован передовой НИИ сельского хозяйства центральных районов Нечерноземной полосы и совхоз «Заречье», теплицы которого отгружали в Москву огурцы. В конце 1980‑х этим биотехнологиям пришел конец, поскольку начался передел земель и их застройка. Теперь здесь совсем другая картина. В первую очередь потому, что дачи членов ЦК перешли в надежные руки бизнес-элиты. В 2010‑х Роман Абрамович деликатно перестроил объект «Заречье‑6» — госдачу, где жил и умер Леонид Ильич Брежнев. Реновация велась в максимально возможном соответствии с эскизами 1960‑х, но бассейн, спа-зону, вертолетную площадку, арт-хранилище и русскую баню все же добавили. В новой благостной обстановке на участке в семьдесят гектаров плодится семья оленей и точит зубы на берегу речки Сетуньки бобр. По экс-даче Суслова, Черненко и Громыко среди оранжерей бегают выставочные корги Ольги Шуваловой — Андвол Пинкертон, Андвол Цесаревич, Андвол Остап Бендер и их потомки. А еще дома в Сколково имеют Сулейман Керимов, Михаил Прохоров, Владимир Потанин, Виктор Вексельберг и Валерий Ойф, а также глава «Роснано» Анатолий Чубайс и член Совета Федерации Виталий Малкин.
Эстафету любования розовыми закатами на веранде бескрайнего гольф-клуба Skolkovo подхватывает и молодое поколение местных: Сарина Турецкая с мужем Торнике Церцвадзе, Гульнара Керимова с супругом Арсеном Джамалудиновым (он строит поблизости апартаменты Sky Skolkovo), Михаил Коренблит и его сестра-близнец Ирина с мужем Давидом Биниашвили и дочкой Эстер, братья Михаил и Артем Голуховы, артистка балета Большого театра Мария Шувалова. В гольф-клуб Абрамовича — невероятно трогательный с учетом степени персональной вовлеченности проект — членский билет стоит порядка двух миллионов рублей в год, но во вкусный ресторан средиземноморской кухни пускают всех.