Обозрение армии и флотаОбщество
Артиллерия в новом веке
Основные направления развития рынка артиллерийского вооружения ряда зарубежных стран мира
Артиллерия на протяжении всей своей многовековой истории являлась важным, а зачастую и решающим средством достижения победы над противником как в отдельной битве или сражении на сухопутном или морском театрах военных действий (ТВД), так и даже в войне в целом. Появление же в арсеналах ведущих военных государств планеты нового вида артиллерийского вооружения – реактивных систем залпового огня (РСЗО), обладающих высокой мобильностью и огневой производительностью, а также большой дальностью стрельбы и внушительной зоной поражения, и новых типов «умных» боеприпасов – перевело вооруженное противоборство на совершенно иной уровень.
При этом существенные успехи, достигнутые во второй половине ХХ века по целому ряду направлений науки и техники, наряду со стремительным развитием соответствующих отраслей промышленности позволили создать образцы ствольной и реактивной артиллерии нового поколения, а равно и более совершенные боеприпасы к ним, включая обычные и реактивные снаряды, способные осуществлять коррекцию или полностью управляемый полет к цели и имеющие существенно большую дальность.
В итоге, благодаря своим высоким боевым возможностям и способности решать весьма широкий спектр огневых задач, такие образцы артиллерийского вооружения позволили придать второе дыхание полевой артиллерии и побудили командование сухопутных войск ведущих стран мира радикально пересмотреть методы и способы ее применения на поле боя в ходе операций различного масштаба и характера. Все это обеспечило командованию возможность широкого выбора сценариев для их реализации в рамках отдельной операции или на конкретном театре военных действий, а войскам – высокую степень оперативной внезапности при нанесении ударов по различным целям противника, в том числе расположенным во втором эшелоне или находящимся в его тылу.
В то же время, если ранее образцы ствольной и даже реактивной артиллерии в подавляющем числе случаев отличались меньшей стоимостью разработки, серийной закупки и эксплуатации в войсках, чем более совершенные образцы высокоточного оружия и наступательные системы вооружения других классов, а также меньшей сложностью их эксплуатации и применения по предназначению, то в результате активного внедрения в такие системы артиллерийского вооружения новейших технологий – таких, например, как системы корректировки и управления полетом боеприпасов на основе инерциальных и спутниковых навигационных систем, новые системы обработки данных и управления огнем – эта разница стала быстро сходить на нет.
Результатом этого стало то, что позволить себе разработку и крупносерийную закупку таких систем вооружения и, самое главное, «умных» боеприпасов к ним отныне могут только страны с развитой экономикой, способных выделять достаточно существенные суммы по статье «военные расходы».
Во многом именно из-за этих обстоятельств, как показывают вооруженные конфликты начала нового тысячелетия, артиллерийские системы нового поколения, обладающие более высокой точностью и дальностью стрельбы за счет применяемых в них «умных» боеприпасов, не смогли полностью заменить в строевых частях традиционные образцы ствольной и реактивной артиллерии с обычными боеприпасами. Причина этого проста – высокая стоимость «умных» артиллерийских и реактивных снарядов.
В этой связи в качестве наглядного примера достаточно упомянуть о том, что, по оценкам зарубежных экспертов, в рамках идущей сегодня специальной военной операции обе противоборствующие стороны расходуют ежесуточно примерно по 32-35 тыс. снарядов ствольной и реактивной артиллерии всех типов и калибров. Если бы большая часть этих боеприпасов представляла собой дорогостоящие образцы, это действительно способно было бы пробить серьезную дыру в оборонном бюджете даже крупной страны.
Однако совершенствование полевой артиллерии идет не только в направлении обеспечения ее «умными» боеприпасами, но также и в части разработки более совершенных и быстродействующих систем разведки и целеуказания, систем обработки данных и управления огнем, позволяющих значительно повысить эффективность применения ствольной и реактивной артиллерии и снизить расход боеприпасов на поражение одной или нескольких целей, а равно и создания новых образцов боевых платформ, которые все вместе позволяют существенно повысить эффективность применения на поле боя различных образцов артиллерийского вооружения.
При этом катализатором для активизации в последние годы работ в этой области в основных государствах мира стало серьезное ухудшение военно-политической обстановки в целом ряде регионов планеты, которое уже привело или может в обозримом будущем привести к вооруженным конфликтам различных масштаба и степени интенсивности, включая крупные войны, в которых артиллерии отводится важное место.
В результате, согласно аналитическим расчетам специалистов компании Defence IQ, совокупный рынок серийных закупок артиллерийских боеприпасов и сопутствующих систем обеспечения, осуществляемых в интересах всех видов и родов войск основных зарубежных стран мира (исключая в данном случае, кроме России, также еще и Китай, Северная Корея и Израиль), но в первую очередь – в интересах армии, в 2023-2028 годы вырастет в стоимостном выражении с 8,5 млрд. долл. в 2023 году до 10,3 млрд. долл. в 2028 году, что дает прирост на 21,2%. Совокупный же объем расходов на закупки указанных образцов вооружений, военной и специальной техники составит 64 млрд. 761,3 млн долл.
Впрочем, в отдельные годы указанного выше временного периода ежегодный объем закупок боеприпасов и различных сопутствующих систем обеспечения, предназначенных для полевой артиллерии и ракетных войск сухопутных войск и артиллерии морской пехоты таких стран, будет даже еще больше, что наглядно подтверждают следующие цифры: 2023 год – 8 млрд. 464,1 млн. долл., 2024 год – 9 млрд. 667,5 млн. долл., 2025 год – 11 млрд. 975,7 млн. долл., 2026 год – 12 млрд. 729,5 млн. долл., 2027 год – 11 млрд. 662,9 млн. долл., 2028 год – 10 млрд. 261,6 млн. долл. Таким образом, как видим, наибольший объем закупок в денежном выражении придется здесь на 2026 год.
Если же принять во внимание типы боеприпасов и сопутствующих систем и оборудования полевой артиллерии, которые будут закупаться в период 2023-2028 годов, то основная часть совокупного объема заказов в стоимостном выражении – около 35 млрд. 890 млн. долл. или около 55,4% от общего объема закупок – придется на реактивные снаряды различных типов и калибров. Распределение объемов закупок по календарным годам при этом будет выглядеть таким образом: 2023 год – 4 млрд. 305,1 млн. долл., 2024 год – 5 млрд. 554,2 млн. долл., 2025 год – 6 млрд. 912,3 млн. долл., 2026 год – 7 млрд. 241,7 млн. долл., 2027 год – 6 млрд. 620,8 млн. долл., 2028 год – 5 млрд. 256,1 млн. долл.