Облачные обещания: как любитель игр из Перми продал Mail.ru Group стартап и «оставил не у дел» своих инвесторов
Mail.ru Group до конца 2021 года купит сервис облачного гейминга Playkey. При этом четыре года назад Playkey собрал $10,5 млн, выпустив криптовалюту, и не выполнил заявленных обязательств перед инвесторами. Forbes разбирался, как стартап с корнями из Перми вышел в прибыль через череду проб и ошибок и что грозит его основателям и Mail.ru Group, если недовольные инвесторы захотят вернуть деньги через суд
36-летний Егор Гурьев увлекся играми во втором классе, когда родители подарили ему видеоигры «Черепашки ниндзя». «Помню, как я хвастался друзьям, что прошел все четыре части», — рассказывает в беседе с Forbes предприниматель. В 2015 году вместе с коллегами по телеком-оператору «ЭР-Телеком» Алексеем Лыковым и Вадимом Андреевым он запустил сервис облачного гейминга Playkey — с его помощью пользователь может играть в любую мощную игру даже на слабом устройстве.
Спустя два года, когда весь мир увлекся криптовалютами, а Playkey требовались инвестиции, партнеры решили запустить децентрализованную платформу, которая должна была соединить геймеров с владельцами мощных персональных компьютеров и ферм для майнинга. Таким образом компания планировала снизить затраты на аренду и лизинг профессиональных серверов. Оплачивать услуги владельцев оборудования они планировали криптовалютой.
В 2017 году компания собрала $10,5 млн через механизм ICO (Initial Coin Offering — первичное размещение токенов). В 2019 году Playkey запустил платформу, но оплачивать услуги пользователи по-прежнему могут как в криптовалюте, так и в рублях. Из-за этого не растет цена токенов, которые инвесторы купили во время ICO. В мае 2021 года о покупке Playkey объявила Mail.ru Group. Зачем IT-гиганту этот актив и перейдут ли к нему обязательства перед недовольными инвесторами децентрализованной платформы Playkey?
Ради быстрых денег
Основатель Playkey Егор Гурьев родился в Перми, там же отучился на физика и в 2006 году, на предпоследнем курсе, устроился в цифровое подразделение телеком-оператора «ЭР-Телекома» (базируется в Перми), которое придумывало и запускало новые продукты. Оператор фокусировался на подключении новых городов, поэтому новые продукты продвигались плохо и приносили мало денег, вспоминает Гурьев. В 2010 году он покинул компанию, чтобы самостоятельно развивать самый перспективный, на его взгляд, проект «ЭР-Телеком» под названием Enaza — онлайн-сервис по продаже игр, музыки и антивирусов. По словам Гурьева, он вместе с тремя программистами и двумя менеджерами подразделения выкупили наработки «ЭР-Телекома» за 2 млн рублей («ЭР-Телеком» от комментариев отказался).
Через год Гурьев обратил внимание на американский стартап OnLive, который позволял владельцам слабых компьютеров играть в игры высокого качества, требующие серьезных мощностей. Для этого компания запускала игры на своих серверах и транслировала аудио- и видеопотоки пользователям, купившим подписку на сервис. Свое устройство (компьютер или телефон) геймер использовал только для управления персонажами.
Гурьев счел бизнес-модель интересной и написал американцам, чтобы договориться о франшизе. Но ответа не получил. «Тогда они пытались захватить рынок США и, думаю, им было не до нас, — вспоминает предприниматель. — К нам сейчас приходят компании из Африки и мы тоже думаем: «Ну, какая Африка? У нас самих все в огне!». С таким же предложением он обратился в еще один аналогичный сервис Ciinow (в 2014 году его купил Google) — но тоже безуспешно.
Тогда Enaza стала разрабатывать собственный софт для облачного гейминга. По словам Гурьева, разработка заняла около двух лет и стоила компании порядка 20 млн рублей. Под проект, который получил название Enaza Cloud Games, команда привлекла 120 млн рублей от бизнес-ангелов — в том числе совладельца Enaza, партнера венчурного фонда YellowRockets и сооснователя клуба инвесторов Angelsdeck Дмитрия Сутормина. В 2013 году проект Enaza Cloud Games переименовали в Playkey и выделили в отдельную компанию — ООО «Игровые решения». В 2011 году этим юрлицом владела компания «Мэссив Нетворк», зарегистрированная на Сейшельских островах. Спустя два года, в 2013-м, 25% «Игровых решений» перешли кипрскому холдингу Norsiomа. Enaza после отделения продолжила финансировать проект в качестве внешнего инвестора.
Вскоре после запуска команда Playkey стала интегрировать свою разработку в ТВ-приставки телеком-операторов. Благодаря софту игра транслировалась на экран телевизора, а приставка, дополненная джойстиком, превращалась в игровую консоль наподобие Playstation или Xbox. Гурьев признается, что запускал проект с приставками ради «быстрых денег»: «Мы думали так: сейчас запилим продукт и операторы быстро расскажут [о нас] всей базе». За это, по его словам, оператор должен был получить 20–25% от будущей прибыли.
Сотрудничество стартап предложил «большой четверке» телеком-операторов — «Вымпелкому», «Мегафону», МТС, и «Ростелекому» — а также «ЭР-Телеком». На партнерство согласился только последний. Но перед самым запуском в 2015 году объявил, что переходит на другую модель ТВ-приставок. «В приставку было сложно залезть. Надо было договориться с производителями приставок и подрядчиками, которые разрабатывали софт для них, — рассказывает Гурьев. — [Из-за смены приставок] нам пришлось бы начинать все сначала. Мы решили, что с нас хватит, и мы пойдем развивать свой продукт».
Хорошая конверсия от «дичи»
В начале 2015 года пользователь мог купить месячную подписку на Playkey за 399 рублей и получить за это доступ к серверам, которые «тянули» любые, самые качественные игры, и самим играм. Но заполучить интересные игры в каталог не получалось: разработчики не хотели продавать свои продукты по подписке, рассказывает Гурьев. Поэтому в конце года команда сменила бизнес-модель и начала продавать только доступ к «железу». Пользователь заранее покупал игру и запускал ее через Playkey, если его компьютеру не хватало мощности.