Нормальный по Фрейду. Как родители могут помочь детям на пути взросления
Продолжение разговора о детской мотивации. Психолог Катерина Мурашова рассказывает о том, с какими трудностями сталкивается современный подросток, как вести себя родителям и какой он — нормальный человек по Зигмунду Фрейду
Сегодня у нас продолжение предыдущего материала, про детей и подростков, которые к некоторому достаточно значимому возрасту понимают, что они по-настоящему ничего не хотят, кроме того, чтобы лежать на диване с телефоном в руках, и пусть весь мир их обслуживает.
При этом нельзя сказать, что, когда они лежат на диване, им спокойно и комфортно и они всем довольны. Наоборот, им почти все время страшно и тревожно, потому что они прекрасно чувствуют и понимают: что-то в их жизни пошло не так. Плюс им родители и все окружающие по сто раз на дню об этом напоминают. И единственный, как иногда кажется, вариант «почетного бегства» из этой ситуации — это бегство в болезнь. В результате появляется «эпидемия» всяких молодежных «депрессий», «тревожных расстройств», «социофобий», «аутических спектров» и всего такого прочего.
Что ж, давайте разбираться дальше.
Но сначала хотела бы поблагодарить вас, уважаемые читатели, за уже присланные мнения и размышления. Я их, разумеется, потом все опубликую в рубрике «Люди пишут письма», но пока хочу сказать, что уже из ваших писем видно очень много важного на тему того, с чем сталкивается современный подросток на пути взросления. Например, с множественностью или даже противоположностью существующих точек зрения, транслируемых значимыми для подростка людьми.
Вот пишет Анна:
«…для того, чтобы у подростков не было проблемы с отсутствием мотивации, надо отправлять их работать, хотя бы на месяц летом, как можно раньше. Причем даже не спрашивать их согласия. Я работала летом, начиная с 12 лет, и как мне кажется сейчас, мне это дало самое ценное — привычку к труду и понимание жизни».*
А вот в тот же день пишет тоже Анна из Москвы:
«Я бы не советовала родителям потакать ребенку в поисках низкоквалифицированной работы в ресторанах быстрого питания, детских садах, магазинах, там жесткая дедовщина и круговая порука. Оказавшись в такой среде, ребенок может возненавидеть весь мир».*
Видите? Мир перестал быть целостным и однообразным, с единым для всех членов общественной группы представлением о том, что такое хорошо и что такое плохо, каким он был во времена традиционных обществ и даже еще в значительной степени в советское время. И от этого все — и дети, и родители, и педагоги — часто теряются. Но вернуть, как было, разумеется, невозможно, эволюция как фарш — назад не проворачивается, и все более-менее образованные люди это понимают. Так что неизбежно придется идти вперед, несмотря ни на какие временные откаты.
Еще три важных фактора, которые влияют на исследуемую нами проблему.