Букет возможностей: как устроен и как перестраивается цветочный бизнес
Откуда привозят цветы, из чего складывается стоимость букета, выгодна ли подписка как бизнес-модель и могут ли локальные фермы стать альтернативой импорту, — вместе с ключевыми игроками разбираемся, что происходит на цветочном рынке
«Вы прислали вопросы, которые требуют раскрыть все секреты. Если на них ответить, тогда не будет тайны уникальности нашего бизнеса», — при подготовке этого материала редакция «РБК Стиль» получила не один отказ. У каждого на то была своя причина.
Но согласившихся рассказать, что происходит на цветочном рынке, и развеять мифы оказалось гораздо больше. Самый распространенный из мифов о сверхприбыльности вспомнил Самсон Согоян, генеральный директор и владелец фирмы «Самсон Букет»: «Существует мнение, что прибыль от продаж на 8 марта сопоставима со стоимостью квартиры. Но никто не учитывает, что цветы — скоропортящийся товар и есть списание». Какие еще подводные камни есть в этом бизнесе, как изменившиеся логистические процессы и курсы валют повлияли на ассортимент и стоимость цветов и о многом другом нам рассказали владельцы бизнесов — камерных семейных мастерских и крупных цветочных домов, основатели ферм и те, для кого цветы — это прежде всего социальное и экологическое предпринимательство.
Откуда привозят цветы
Климатические условия в России неблагоприятны для круглогодичного выращивания нужного количества цветов. «Есть одна показательная величина — глубина промерзания грунта. Из-за нее в России плохие дороги и дорогие цветы, — рассказывает Сергей Буряк, креативный директор AzaliaNow. — Даже в южных районах для круглогодичного цветоводства требуются отапливаемые теплицы — довольно сложные сооружения, особенно когда речь идет о больших объемах». Исходя из рыночного спроса, который весьма высок, 80% цветов AzaliaNow закупает в Латинской Америке и только 20% — у российских предприятий.
Имеющиеся производства не покрывают потребностей огромной страны, поэтому цветы привозят из Японии, Нидерландов, Франции, Италии, Кении, Колумбии, Эквадора, Вьетнама, Израиля, ЮАР, Армении. Например, в огромном 11-метровом холодильнике цветочного дома «Самсон Букет» одновременно находятся 300+ видов растений, привезенных из дюжины стран. «В России выращивают тюльпаны, гиацинты, розы одноголовые и кустовые, гвоздики, герберы, ромашки, — рассказывает Самсон Согоян. — С каждым годом открываются новые частные фермы по выращиванию нового для страны ассортимента: циний, дельфиниумов, скабиоз, гелиантусов, георгинов. Радует, что качество и цена — хорошие. Особенность заключается в сезонности: лизиантусы и альстромерии доступны только в летние месяцы, круглогодично — лишь розы, а тюльпаны и нарциссы выращиваются к празднику 8 марта». Аида Губайдуллина, основатель и руководитель студии Leto Flowers, отмечает, что российские цветы часто пышнее, крупнее и свежее иностранных, а заломов от транспортировки у них меньше.
В стоп-листе — цветы из Красной книги. «У нас был сказочный запрос перед Новым годом, который мы не смогли удовлетворить на 100%, — это корзина подснежников, — расказывает Сергей Буряк. — Так как цветы занесены в Красную книгу, мы их не продаем. Но это не значит, что заказ остался невыполненным — флористы собрали для покупателя корзину с фрезиями, получилось очень красиво». По этой же причине ландыши, которые продаются в «Самсон Букете», — это сортовые окультуренные растения.
Почему цветы столько стоят
Эксперты сходятся во мнении, что средняя наценка на цветы составляет 40-55%. «Во-первых, цветы — сложный продукт: скоропортящийся, хрупкий, качество каждой партии зависит от погоды, плантации, страны производителя, — поясняет Ольга Опенок, совладелица цветочной мастерской «Городской букет». — Во-вторых, на цену влияет сложная логистика. У предпринимателя два пути: он либо закупает дорогие импортные цветы, в закупочную стоимость которых уже включены все сложности доставки, либо обращается к местным производителям в теплый сезон — с поправкой на нестабильное качество, маленький срок жизни цветка и небольшой ассортимент.
В-третьих, есть большой риск брака — почти в каждой партии приезжает несколько штук с поломанными стеблями, оторванными бутонами, помятой листвой. Стоит в плотный бутон свежей светлой розы попасть нескольким каплям воды, как через пять-семь дней лепестки начинают гнить и покрываться темными пятнами.
В стоимость цветка закладываются и постоянные расходы: высокая аренда, например, в историческом центре Москвы; зарплата флористов, которая оценивается в среднем по столице в 3500–6000 руб. в сутки (где-то выше, где-то с процентами от продаж); сложная сезонная упаковка (зимой — термоупаковка, во время дождя и ветра — много пленки, в жару — влажный пергамент и «водная упаковка»); миллион малых расходников: буфетная карточка, атласная ленточка, жатый пергамент, натуральный крафт, бечевки, красивые коробки, пакетики с кризалом (подкормка), фирменные открытки».
«Во время пандемии цены на логистику увеличились и больше не вернулись к допандемийным показателям, — объясняет Согоян. — Кроме того, возросшие курсы валют увеличили стоимость закупки больше, чем на 40%. Цветы медленно, но верно превращаются в предмет роскоши».
Ощутимые изменения отмечает и Анна Коршунова, руководитель мастерской «Май—Май»: «Ухудшилось качество цветка: многие теплицы и производства не пережили карантин и закрылись, а те, кто остался, компенсируют потери за счет более дешевого сырья, большого количества удобрений и стимуляторов роста. Из-за этого увеличилось списание. Из-за проблем с логистикой часто не приезжают все цветы, которые мы заказываем, что сильно влияет на ассортиментную матрицу».
Но есть и положительные моменты, например, стремительное развитие локального фермерства и тепличных хозяйств, благодаря которым растет количество цветов и расширяется ассортимент. По словам Коршуновой, 8 марта остается самым прибыльным праздником, а вот 1 сентября и 14 февраля свои позиции теряют. Все более популярным становится День матери, который отмечают в последнее воскресенье ноября.
О трендах
Сергей Буряк, креативный директор AzaliaNow: «В тренде масштабы. Наш самый популярный букет «Ла бель» состоит из 51 розы. Кроме того, любят покупать пышные гортензии за «зефирность» и отсутствие запаха, а также хризантемы, которые уважают за стойкость. Часто выбирают букеты в коробках и корзинах — это удобно, поскольку ваза не требуется, а подпитку цветы получают через специальную губку — флористический оазис».
Самсон Согоян, генеральный директор и владелец «Самсон Букет»: «Пандемия сформировала быстрорастущий тренд на интерьерные букеты и композиции — люди хотят украшать интерьеры, привносить в них кусочек живой природы. Если говорить об антитрендах, мы не поддерживаем моду на вывернутые лепестки роз и размашистые охапки. К нам приходят за сборными букетами и композициями. Мы представляем классическую авторскую флористику с канонами пропорций, гармонией и осознанной колористикой».
Аида Губайдуллина, основатель и руководитель студии Leto Flowers: «Сейчас в тренде естественность: словно шли по полю, собрали букет и поставили его в вазу. Кстати, букеты в вазах набирают популярность. Мы давно любим этот продукт и продвигаем его. Любопытно, но сейчас на каждое оформление найдется свой клиент: букеты классические и естественные, композиции в корзинках и шляпных коробках. Разве что букеты на каркасах остались в нулевых. Но мода циклична, не удивлюсь, если что-то подобное вернется».