В этой трубе люди учатся летать как птицы

Популярная механикаСпорт

Акробатика в трубе: аэродинамический спорт будущего

Дмитрий Мамонтов

Седьмой километр Токсовского шоссе – глушь еще та, но глаз неожиданно цепляется за необычное трехэтажное здание, возвышающееся над автозаправкой. Надпись на здании гласит: «Аэродинамическая труба FlyStation». Но здесь не продувают в потоке модели самолетов, ракет или скоростных автомобилей. Здесь люди учатся летать как птицы. И еще как летать!

Пионеры полета

Аэродинамические трубы с конца XIX века помогали ученым и инженерам проводить различные исследования в области аэродинамики. Однако по мере развития техники стало понятно, что горизонтальные трубы в некоторых ситуациях не справляются: для испытаний вертолетов, парашютов и исследования поведения самолетов при срыве потока (в штопоре) требовались вертикальные аэродинамические трубы. Первой такой трубой стал испытательный комплекс Vertical Spin Tunnel в Мемориальной лаборатории аэронавтики NACA им. Лэнгли (ныне Исследовательский центр NASA им. Лэнгли) в Хэмптоне, штат Виргиния, построенный в 1940 году. В 1941 году вертикальная аэродинамическая труба Т-105 появилась в подмосковном Жуковском, а в 1945-м — на базе Райт-Паттерсон в Дэйтоне, штат Огайо.

Последняя труба стала знаменитой благодаря тому, что именно в ней состоялся первый полет человека, подхваченного воздушным потоком. В 1964 году проходили испытания парашютных систем для программы «Аполлон», работа шла практически круглосуточно, и однажды в районе двух часов ночи, когда все были расслаблены и беспечны, один из испытателей, Джек Тиффани, неожиданно сказал: «Запустите-ка эту штуковину, я попробую полетать». Как вспоминал позднее сам Тиффани, «штуковину запустили, и я полетел».

21e796e0a1680b9b591d4ed740fd7c01.jpg
Имя: Леонид Волков // Род деятельности: Инструктор Flystation // Достижения: Занял первое место в категории «фристайл» на соревнованиях Wind Games 2016 в Испании. «Я занялся полетами в аэродинамической трубе летом 2012 года просто для удовольствия. После этого несколько раз прыгал с парашютом, но понял, что это не мое — слишком много времени уходит на рутину и ожидание, а я человек нетерпеливый. За год освоил базовые навыки, потом стало скучно, и я стал дурачиться и придумывать новые элементы. Когда первый раз решил принять участие в соревнованиях, блестяще провалился — занял последнее место. Потом еще много раз выступал, в прошлом году срезался на хронометраже 1-минутного раунда, заработав штрафные баллы. А в этом году все прошло безупречно. Моя девушка помогла мне с хореографией и подбором музыки — и вот результат».

Канадское изобретение

Для широкой публики радость полета без крыльев и других приспособлений (не считая самой трубы) стала доступна после 1978 года, когда канадский изобретатель Джин Сен-Жермен запатентовал конструкцию вертикальной аэродинамической трубы и построил в Канаде комплекс Aerodium (легенда гласит, что он сделал это для того, чтобы объяснить собственным детям, что такое свободный полет). Поток в этой трубе создавался пропеллером, который вращался двигателем от самолета DC-3, и проходил по центру трубы, а по краям находилась «мертвая зона».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении