Как и зачем бренды и артисты проникли в видеоигры: репортаж Esquire из виртуальной реальности
В 2021 году игровой рынок заработал $180,3 миллиарда, а количество геймеров по всему миру выросло до 3 миллиардов. Соответственно, все больше людей готовы тратить деньги на внутриигровые предметы, улучшения характеристик героев и NFT (последние заработали $2,32 миллиарда за третий квартал прошлого года). По просьбе Esquire Данил Леховицер поговорил с трейдером внутриигровых предметов и хардкор-игроком, чтобы разобраться, почему люди готовы тратить тысячи (а иногда и миллионы) на виртуальные предметы, которые никогда не потрогают, зачем в играх продают напитки, вкуса которых нельзя почувствовать, и возможно ли, что все мы иммигрируем в метавселенные.
Андрей живет в Краснодаре. Будет правильнее сказать, что у него два местожительства: юг России и необитаемый остров посреди океана. В Краснодаре есть парк Галицкого, но Андрею там скучно — на острове куда больше, как он выражается, activities: вместе с другими 99 посетителями можно строить и разрушать здания, прыгать с парашютом, устраивать танцевальные баттлы, играть в прятки, однажды с концертом на остров даже приезжал Трэвис Скотт. Ничего не запрещено, все дозволено.
Дело в том, что большую часть свободного времени Андрей тратит на Fortnite — мультиплеерную видеоигру в жанре королевской битвы, в которой помимо ураганных перестрелок можно создавать цифрового двойника и вести полноценную жизнь. Андрей тратит на игру не только все свободные вечера, но и все свободные деньги: в месяц на внутриигровые покупки, скины и коллекционные предметы уходит чуть меньше $700; когда как, иногда больше. Я резонно замечаю, что на эти деньги он мог бы накопить на скромную недвижимость или новую машину. “Мне не нужна эта недвижимость. Или эта машина. Или эта одежда, — парирует наш герой. — Все, что мне нужно в этом мире, находится в пределах первой ступени пирамиды Маслоу: еда, кров, тепло. Но все, что касается более высоких уровней, — все это там. Меня интересует, как я выгляжу в игре, как я взаимодействую с другими игроками, как мы проводим время. Все настоящее, все, чем я живу, — оно там”.
Миры, в которых сосуществует Андрей, напоминают сеттинг какого-нибудь киберпанк-романа. Например, “Лавину” Нила Стивенсона (к слову, именно в этом тексте впервые появляется термин “метавселенная”, о которой мир заговорил после презентации Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Марка Цукерберга), где люди живут в виртуальной и обыденной реальностях, имеют две совершенно разные работы, ведут два образа жизни. Андрей работает в IT — ему нравится, но он устал. Благо у молодого человека есть игровой аватар, благодаря которому он может быть тем, кем никогда не сможет быть в жизни. Точно так же, как главный герой “Лавины” — в быту сверхскоростной доставщик пиццы по имени Хиро Протагонист, а в виртуальной реальности известный хакер, — Андрей может выбрать виртуальное “Я” другого телосложения, гендера, расы, наконец, может быть элитным снайпером, лучшим тактиком, практически кем угодно — и достичь этого куда легче, чем в жизни.
Разумеется, Андрей вовсе не одинок во мнении, что виртуальное пространство — куда более живое и настоящее, чем реальность. Через призму этой логики виртуальные предметы ничем не уступают физическим, а значит, они тоже могут — и даже должны — стоить денег. Доля платящих в любимой игре Андрея — 24,2%, в среднем игры этого жанра удерживают игроков на 12,8 дня в месяц, а сама Fortnite считалась самой прибыльной игрой в истории за первый год после запуска. 5 ноября 2021 года подсчеты показали, что рекорд игры побила Genshin Impact. И все же Fortnite показывает стабильный рост прибыли: в 2019 году игра принесла Epic Games $1,8 миллиарда на всех платформах, а на сторе в 2020 году игроками было потрачено приблизительно 435 миллионов. Тяжело назвать точные цифры, но игры вроде этой приносят столько прибыли благодаря внутриигровому трейдингу, который позволяет игрокам обмениваться токенизированными предметами и NFT, продавать редкие и старые предметы (как и с алкогольной продукцией — чем старее айтем, тем дороже), крафтить новые, оптимизировать уже купленные и продавать дальше.