«Непонятно, как такое кино продавать зрителю». Режиссер «Папа, сдохни» о провале на родине и успехе на Западе
В России дебютный комедийный триллер Кирилла Соколова «Папа, сдохни» вышел в прокат год назад и остался практически без внимания. Этой весной фильм добрался до мирового проката, стал хитом у критиков, собрал много фестивальных наград и поднял новую волну интереса на родине. В интервью Forbes Life Соколов рассуждает, почему так получилось, как находить деньги и зарабатывать на авторском кино.
Давайте сначала про карантин. Работа застопорилась?
Для меня самоизоляция — часть обычного рабочего процесса. Я в первую очередь автор, поэтому как писал, так и пишу. Сейчас работаю над несколькими коллективными проектами, и поскольку все сидят дома, дела идут даже быстрее.
Но есть проблема. В начале мая мы должны были начать съемки нового фильма «Оторви и выбрось», которые теперь перенеслись куда-то на лето. Это приключенческая комедия: надеюсь, получится лихое драйвовое кино. Это фильм-погоня про трех женщин: 13-летнюю девочку, ее 30-летнюю маму и бабушку лет 50. Три барышни пытаются разобраться в своих весьма сложных взаимоотношениях, и разборка превращается в грандиозную погоню: с продажными ментами, угнанными машинами, перестрелками и дикими животными. В отличие от «Папа, сдохни», тут почти все будет происходить не в замкнутом пространстве, а на натуре.
Получится так же кроваво и жестоко?
Точно будет менее кроваво. Тут важно понимать, что избыток кровавости в «Папа, сдохни» был связан с нашим желанием сделать фильм менее реалистичным и повысить уровень мультипликационности и гэговости. Чтобы мрачная по своей сути история воспринималась менее серьезно. А в новом фильме история, на мой взгляд, более легкая, поэтому обойдемся «малой кровью». Но жестко временами будет.
Вы старались написать нестереотипные женские образы?
Да. Получились совершенно нетипичные для российского, да и для всего кинематографа в принципе, женские персонажи. Старшее поколение у нас будет представлять Анна Михалкова, и это очень нетипичная для нее роль. Надеюсь, будет клево.
Это тоже будет независимая постановка?
Трудно сказать. Если в Америке кино четко делится на студийное и независимое, то у нас индустрия сильно меньше. У наших студий-мейджоров встречаются недорогие фильмы, и наоборот. Бюджет у нового фильма чуть-чуть побольше, чем у «Папа, сдохни», но не сильно: просто кино на этот раз приключенческое и требует больше ресурсов на перемещения.
У нас точно нет идеи «все, теперь снимаем жирно и дорого». Все равно приходится все время продумывать, на чем можно сэкономить. Но я думаю, что это нормально для любого кино. Ты всегда ищешь оптимальные пути решения.
Если прочитать только аннотацию, но не посмотреть трейлер, можно подумать, что «Папа, сдохни» — фильм семейный (картина рассказывает о конфликте внутри семьи девушки и ее молодого человека, который перерастает в кровавую бойню — Forbes Life). Кто-то уже рассказал вам, как посмотрел его всей семьей на изоляции?
Ха, пока нет. Но я встречаю комментарии в духе: «Начали смотреть фильм с детьми, а там такая жесть». У меня к таким людям много вопросов: чего вы ждали от фильма с названием «Папа, сдохни», рейтингом 18+ и таким трейлером?
Коммерческий провал «Папа, сдохни» в России связывают с неудачным маркетингом. Имея за плечами такой опыт, какие ошибки будете учитывать в рекламе новой картины?
Надеюсь, что все. С «Папа, сдохни» было несколько проблем. Во-первых, это нетипичный для нашего рынка жанр. Непонятно, как такое кино продавать нашему зрителю, когда аналогов у него нет. Мы сами допустили кучу ошибок в пиар-кампании, начиная с выбора названия.
Очень странно, что фильм бумерангом вернулся год спустя. Случился весь этот хайп, люди стали смотреть его сейчас: это видно по количество просмотров, оценок и так далее. Теперь, когда я уже не новичок, надеюсь, будет легче найти большого прокатчика. А с «Папа, сдохни» мы ходили по разным прокатчикам, и никто не понимал, как этот фильм нужно продавать.
Покатавшись по западным фестивалям, от Европы до Бразилии, я понял, что там везде есть очень четко очерченное сообщество любителей жанрового кино: хорроров, экшенов и так далее. Это большие группы зрителей со своими фестивалями. Эти люди искренне любят и поддерживают такое кино. У нас тоже много ценителей, но они не объединены в какое-то осязаемое сообщество. Наша задача — достучаться до этих ребят и дать понять, что мы снимаем то, что им понравится.
Был ли у вас в голове портрет идеального зрителя этого фильма, когда вы его снимали?