Как звук захватил кино и как индустрия пережила революцию

Правила жизниИстория

Немой заговорил: пять стадий принятия звука в кино

Илья Верхоглядов

58a0da8b41a1829358964001b01833df_ce_1620x853x190x573_cropped_1200x630.jpg
«Правила жизни»

6 июля 1928 года в американский прокат вышли «Огни Нью-Йорка». Крайм-драма Брайана Фоя стала первой стопроцентно звуковой лентой, без немых сцен и интертитров. В то время в США шла активная экспансия звука на территорию кино: техногиганты патентовали все более совершенные системы звукозаписи, студии перекраивали контент-план в пользу «говорящих» фильмов, шло переоснащение кинотеатров, звезды немого периода выходили в тираж. В итоге рубеж 1920–1930-х перевернул с ног на голову ориентиры Голливуда и навсегда разрушил утопию универсального языка, понятного в любых точках мира. Об этом, в частности, рассказывает недавний «Вавилон» Дэмьена Шазелла, а также староголливудские шедевры вроде «Бульвара Сансет» Билли Уайлдера и «Поющих под дождем» Джина Келли и Стэнли Донена. Кинокритик Илья Верхоглядов вспоминает, как звук захватил кино и как индустрия пережила революцию.

Отрицание: ранние опыты со звуком в кино

Историю talkies — на американском киноведческом сленге так именуются «говорящие» фильмы — принято отсчитывать с «Певца джаза». Мюзикл Алана Кросленда вышел на большие экраны в октябре 1927 года и рассказывал историю Джейки Рабиновича — юноши из семьи ортодоксальных иудеев, который сбежал из дома с мечтой покорить мир нью-йоркского шоу-биза. Но вообще-то «Певец джаза» — далеко не первый звуковой фильм. Годом ранее у того же Кросленда вышел «Дон Жуан» — первая лента с синхронизированным саундтреком (правда, без единой реплики и с весьма плачевными сборами). Еще раньше прокатчики крутили перед сеансом звуковые «коротыши» — это могли быть музыкальные этюды или же хроника с выступлением президента. Но «Певец джаза» обладал особым значением. Во-первых, фильм собрал в прокате кучу денег и побудил мейджоров активно вкладываться в развитие talkies. Во-вторых, тогда, в премьерный вечер, с экрана слетела эпохальная реплика, которая ознаменовала скорую смерть немого кино. В одном из эпизодов эстрадник Эл Джонсон (он сыграл Джейки) обращается к публике со словами: «Подождите, подождите! Вы еще ничего не слышали!»

54ce338bb706d5c3f691e22e97de5eff.jpg
«Певец джаза», 1927. Warner Bros. / imago / Legion Media

Надо сказать, что эксперименты со звуком в кино начались задолго до работ Кросленда. Еще в XIX веке Томас Эдисон пробовал синхронизировать свой кинетоскоп (прибор для индивидуального просмотра движущихся картинок) с фонографом. Но по ряду причин опыты не удались. Во-первых, на выходе звук получался очень бедным, поскольку конденсаторные микрофоны с широким частотным диапазоном (они дают высокое качество записанной речи) появились лишь ближе к концу 1910-х годов. Во-вторых, тогдашние усилители звука не могли распространить аудио на весь кинозал, и уж тем более кинодворец, вмещавший в себя порядка полутора тысяч мест (рывок на рынке громкоговорителей также наступил лишь спустя десятилетие). В-третьих, в то время запись на грампластинке могла длиться две-три минуты, не больше — соответственно, режиссеры не могли полностью озвучить даже «одночастевку» (так называли фрагмент фильма, помещавшийся на одной катушке пленки, — при частоте проекции 16 к/c она длилась на экране 15 минут). Эта проблема была решена позже, когда инженеры снизили скорость вращения пластинки. Таким образом, прогресс не поспевал за инженерной мыслью — никто не мог представить, что лабораторные чудачества Эдисона менее чем через 30 лет станут киношным мейнстримом.

Гнев: звук как угроза экспорту голливудских фильмов

В конце 1910-х крупнейшие производители техники и электроники в США и Европе (в их числе — RCA и Western Electronics) стали патентовать свои изобретения. В 1919 году немецкий «Триэргон» выпустил одноименную систему оптической звукозаписи (это когда аудиальные частоты фиксируются прямо на пленке, а не на отдельном носителе), которая использовала пленку очень нестандартного формата (42 мм) — кинотеатры с ней тогда не работали. Из-за этого по технологии «Триэргона» не было снято ни одного полного метра — лишь экспериментальные короткометражки, которые крутили перед сеансом в начале 1920-х.

68e44ac3b666ca2c257a18ae8266b8ff.jpg
«Фонофильм» Ли де Фореста. Paul Thompson/Archive Photos/Getty Images

Затем появился «Фонофильм» американца Ли де Фореста, который, в отличие от немецкого аналога, использовал уже стандартную 35-миллиметровую пленку, но давал низкое качество звука. Де Форест снял кучу короткометражек в качестве proof-of-concept, но мейджоры так и не решились взять его на вооружение (впрочем, Paramount ее использовала для озвучивания «Нибелунгов» Фрица Ланга — озвученную версию крутили на редких спецпоказах). Наконец, в середине 1920-х появилась система «Вайтафон» — она была основана на раздельной записи звука и изображения (фильмокопия не предполагала совмещенную фонограмму, звук записывался на граммофонную пластинку — проигрыватель был синхронизирован с кинопроектором общим приводом). Ранние talkies Warner Bros., включая «Дон Жуана» и «Певца Джаза», были сняты как раз с использованием «Вайтафона». Впрочем, у нее тоже был недостаток: фонограмму нельзя было монтировать, приходилось снимать длинные разговорные сцены одним дублем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Древние китайцы первыми в мире начали чеканить бронзовые деньги в виде лопаток Древние китайцы первыми в мире начали чеканить бронзовые деньги в виде лопаток

Возраст древних находок более 2500 лет

N+1
С этими б/у машинами вы точно намучаетесь. 10 самых проблемных авто С этими б/у машинами вы точно намучаетесь. 10 самых проблемных авто

Какие недорогие иномарки грозят проблемами с ремонтом своим владельцам

РБК
Свежевыжатый сок и протеиновые батончики: 10 продуктов, которые только кажутся полезными Свежевыжатый сок и протеиновые батончики: 10 продуктов, которые только кажутся полезными

Пища, которая только притворяется полезной

Psychologies
«Я хочу быть лысым и злым». Сергей Гилев — о фильме «Кентавр», сериалах про маньяков и Александре Невском «Я хочу быть лысым и злым». Сергей Гилев — о фильме «Кентавр», сериалах про маньяков и Александре Невском

Сергей Гилев — о том, что не так с современными сценариями

Правила жизни
Я все еще держусь. О чем пел сэр Элтон Джон Я все еще держусь. О чем пел сэр Элтон Джон

Разбираем главные песни Элтона Джона

СНОБ
Почему свадьбы — белая чума XXI века Почему свадьбы — белая чума XXI века

Глава из книги «Женщина на пике мозга», в которой вся правда о девушках

VOICE
Человеческие голоса заставляют животных в лесу нервничать Человеческие голоса заставляют животных в лесу нервничать

Животные в лесу меняют свое поведение, когда слышат человеческие звуки

ТехИнсайдер
Джентльменские клубы наоборот: как женщины создавали альтернативу мужским сообществам Джентльменские клубы наоборот: как женщины создавали альтернативу мужским сообществам

История женских клубов, в которых обсуждали равноправие и избирательные права

Forbes
Данте и Беатриче Данте и Беатриче

Рассматриваем картину британского художника Генри Холидея «Данте и Беатриче»

Дилетант
Как правильно «собрать урожай» | Harvesting Done Right: Как правильно «собрать урожай» | Harvesting Done Right:

Использование методики Outcome Harvesting в оценке проектов

Позитивные изменения
Как принимать трудные решения: 4 психологические техники Как принимать трудные решения: 4 психологические техники

Как же научиться жить в условиях нестихающего «торнадо»?

Psychologies
Одичавшие норки восстановили уменьшившийся из-за одомашнивания относительный объем мозга Одичавшие норки восстановили уменьшившийся из-за одомашнивания относительный объем мозга

Относительный размер мозга одичавших норок почти вернулся к прежним показателям

N+1
Доктор, это опасно? Почему ананас жжет и разъедает слизистую и язык? Доктор, это опасно? Почему ананас жжет и разъедает слизистую и язык?

Почему ананас жжет? Есть ли способ победить коварный фрукт?

ТехИнсайдер
На пороге квантового превосходства На пороге квантового превосходства

Квантовые компьютеры: чем они отличаются об обычных и какие задачи выполняют?

Наука и жизнь
Птицы построили гнезда из противоптичьих шипов Птицы построили гнезда из противоптичьих шипов

Необычный материал для гнезд использовали сороки и черные вороны

N+1
Американские студенты одинаково сдали экзамены очно и онлайн Американские студенты одинаково сдали экзамены очно и онлайн

Возможность списать во время онлайн-экзамена не принесла особой выгоды

N+1
Александр Корытников — о ресторане Modus, паэлье и ужинах «Отпечаток» Александр Корытников — о ресторане Modus, паэлье и ужинах «Отпечаток»

Интервью с Александром Корытниковым, управляющим партнером Modus Friends

РБК
Итальянские ароматы Итальянские ароматы

Итальянские травы — что это за приправа?

Наука и жизнь
5 самых интересных книг о космосе 5 самых интересных книг о космосе

Космос на бумаге: книги известных ученых, исследователей и астронавтов

Maxim
«Вижу цель, не вижу препятствий»: 6 шагов, чтобы довести дело до конца, — руководство психолога «Вижу цель, не вижу препятствий»: 6 шагов, чтобы довести дело до конца, — руководство психолога

Как добиться всего, о чем мы мечтаем?

Psychologies
Ловушка для бизнеса: почему надо помнить об информационной безопасности Ловушка для бизнеса: почему надо помнить об информационной безопасности

Цифровизация несет риски, которые необходимо учитывать при ведении бизнеса

Forbes
Пикап JAC T6 будет выходить под маркой Sollers Пикап JAC T6 будет выходить под маркой Sollers

Рабочий пикап JAC T6 не собирается участвовать в конкурсах красоты

4x4 Club
Как диснеевские принцессы влияют на психику детей: 4 мультфильма глазами психологов Как диснеевские принцессы влияют на психику детей: 4 мультфильма глазами психологов

От чего зависит то, какое влияние окажет на ребенка мультфильм?

Psychologies
«Если любишь, докажи!»: как перестать требовать этого от партнера — 3 сценария «Если любишь, докажи!»: как перестать требовать этого от партнера — 3 сценария

Почему нам постоянно нужны доказательства любви?

Psychologies
Ученые пощекотали крыс и нашли регулятор игривости в стволе мозга Ученые пощекотали крыс и нашли регулятор игривости в стволе мозга

Чувством щекотки и игривостью управляют латеральные части серого вещества

N+1
Вопрос психологу: как изучают психику, если ее не видно? Вопрос психологу: как изучают психику, если ее не видно?

Что мы знаем о мозге и какие знания можем использовать, а какие вопросы остаются

Правила жизни
Волшебная страна: как анализировать сон — методы психоанализа, аналитической психологии, психодрамы, гештальт- и арт-терапии Волшебная страна: как анализировать сон — методы психоанализа, аналитической психологии, психодрамы, гештальт- и арт-терапии

Символический язык снов не всегда понятен. Как его расшифровать?

Psychologies
Экспрессию генов включили током от батарейки Экспрессию генов включили током от батарейки

Для создания электрогенетического интерфейса использовали человеческие белки

N+1
Неуверенный пользователь: как выстроить работу сотрудников с новыми технологиями Неуверенный пользователь: как выстроить работу сотрудников с новыми технологиями

Почему сотрудники не всегда рады новым технологиям?

Forbes
Байки из люка Байки из люка

«Импостер»: очень предсказуемый триллер со смартфоном

Weekend
Открыть в приложении