Умное чаепитие
В эпоху виртуальных чатов и постоянной спешки людям необходим повод пообщаться вживую и насладиться моментом. Лучшего повода, чем чай, не придумаешь. Так считают британцы. Корреспондент «Вокруг света» побывал в Лондоне, в головном магазине компании Twinings Tea, на настоящем чаепитии
Пожалуй, самое маленькое и одно из самых старых зданий на улице Стрэнд расположено прямо напротив монументального неоготического Королевского судного двора. Миниатюрная белая «шкатулка» с надписью TWININGS на золотом фоне крепко зажата с боков крупногабаритными многоэтажными соседями, но тем не менее сразу привлекает внимание. Над входом с двух сторон восседают яркие фигуры китайцев в человеческий рост, между ними в треугольнике фронтона — золоченый лев. Китайцы символизируют чайную торговлю с родиной любимого британского напитка, а лев отдает дань прежнему названию заведения. Фасад был так оформлен в 1787 году и с тех пор не менялся, разве что фигуры периодически покрываются новым слоем краски и позолоты.
Миновав двери, я попадаю в длинное узкое помещение, уходящее далеко внутрь. Вдоль стен по обеим сторонам этого «пенала» — бесконечные полки с разнообразной продукцией. Здесь и яркие картонные упаковки, и элегантные жестяные чайницы сдержанных оттенков, и чашки из тонкого фарфора, на которых золотом выведено: Twinings. Над полками висят портреты представителей рода Твайнинг. У полок толпятся посетители, а за кассой сотрудники упаковывают покупки в красивые брендированные пакеты. В задней части помещения располагается мини-музей. Там на стене замечаю Королевский ордер 1837 года — эпохальный документ, свидетельствующий о том, что королева Виктория назначила Twinings поставщиком чая для монаршей семьи. Подобные документы компании выдавали и все последующие британские монархи. К музейной части заведения примыкает барная стойка, за которой проводятся мастер-классы и дегустация. Высокий и худой Стивен Твайнинг заваривает крепкий черный Assam, разливает его по чашкам и протягивает мне одну из них…
Согласно разным источникам, британцы выпивают по 100–165 миллионов чашек чая в день, то есть по две-три на каждого, включая младенцев. Это… полезно?
Главная польза чая в том, что он сближает людей, позволяет им социализироваться в реальном мире, а не в каком-нибудь фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — так, как это было в старые добрые времена. В некоторых британских семьях чашка чая — вообще оливковая ветвь: вместо извинений человек просто подает чай тому, кто на него в обиде. И все, конфликт исчерпан.
Такое ощущение, что чайная традиция существует столько же, сколько сама Англия.
Представьте себе, нет! Еще три века назад в стране господствовал кофе. На момент основания нашей компании в 1706 году в Лондоне было более 2000 кофеен. Их популярность объяснялась тем, что они выполняли функцию современных офисов: в одних собирались юристы, в других — брокеры. Например, Лондонская фондовая биржа зародилась как раз в кофейнях столицы. Вот и мой предок Томас Твайнинг поначалу открыл кофейню. Чай же был настолько дорогим, что даже аристократы считали его роскошью: леди хранили чай в специальных шкатулках, ключи от которых носили на шее. Предпринимателям, желавшим открыть кафе, и в голову не приходило сосредоточиться на торговле чаем.
И как же это пришло в голову вашему предку?
Он столкнулся с жесткой конкуренцией в кофейном деле, поэтому решил воспользоваться своими знаниями в области чайного дела, которые он получил в Английской Ост-Индской компании. В итоге Томас сделал из своей кофейни чайный салон. Здесь можно было не только выпить чашечку, но и купить листья для приготовления чая дома. Постепенно продажи «сухого» продукта превысили продажи «жидкого». И Томас превратил свое заведение в чайный магазин — первый в западном мире. И не прогадал. Кстати, к вопросу о дороговизне чая: известно, что в 1707 году мой предок продал конкурентам партию зеленого Twinings Gunpowder по цене, эквивалентной 160 фунтам за 100 граммов в современных деньгах.
Кто стали первыми клиентами Твайнинга?
Главными покупателями на тот момент были аристократки, любившие устраивать чаепития. До открытия заведения Томаса им приходилось полагаться на кофейни, которые приторговывали чаем. Но под вечер в этих местах подавался алкоголь, и некоторые посетители, хватив лишнего, начинали вести себя не по-джентльменски. Считалось, что леди не подобает находиться в такой обстановке, поэтому они посылали за чаем слуг. Томас не торговал алкоголем, и вскоре его заведение стали посещать дамы. К 1790-м годам чай стал доступен простым людям и превратился в любимый напиток британцев.
Дело принципа
Как вам удается сохранять статус любимого чайного бренда нации более 300 лет?
С самого начала Томас сформулировал главный принцип компании: делать только одно дело и делать его идеально. Даже во времена, когда чай был столь дорогим, что в погоне за прибылью недобросовестные торговцы подмешивали к нему посторонние листья и ветки, в магазине Твайнингов продавался товар наивысшего качества. Об этом свидетельствуют дневниковые записи Мэри Твайнинг, невестки Томаса, которая в те годы управляла компанией. Данным принципом мы руководствуемся и теперь. Во всей продукции Twinings, включая чай в пирамидках, используются только цельные чайные листья.