Алексей Аксель. Пиво имени себя
Директор «Волковской пивоварни» и президент ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot Алексей Аксель, рассказал нам как живёт российский крафт и что происходит с культурой его потребления.
Давайте начнём с самого начала. Почему вы связали свою жизнь с пивом?
Это произошло очень давно. С 1998 года я работал в компаниях по продаже напитков в бары и рестораны, а потом волею судеб оказался в одной из компаний, тесно связанных с Московской пивоваренной компанией (МПК) — мощнейшим игроком пивного рынка, бренды которого известны всем («Жигули», «Хамовники», «Трёхгорное»). «Волковская пивоварня» (бренды «Волчок», «Бланш де Мазай», «Светлячок» и др.) появилась в 2015-м и мне предложили её возглавить. Так я перешёл на сторону производителя и столкнулся с неизвестной мне стороной бизнеса: созданием рецептур и выводом новых сортов на рынок... Ну а помимо работы в пивоварне, я являюсь президентом ассоциации крафтовых пивоварен, в которую входит около пятидесяти небольших российских производителей. Так что вся моя жизнь связана с пивом и, признаться, я очень этому рад. Мы поставляем нашу продукцию не только по всей России, но и за рубеж, вплоть до Австралии.
А правда, что заграницей хорошо продаётся любое иностранное пиво? Ну то есть, условные австралийцы или китайцы без ума от наших сортов, а мы с восторгом пьём белорусское?
Это не совсем так. Например, в Бельгии, Германии и Великобритании вообще не обращают внимания на импортные сорта. Можно сказать, что в этом отношении они патриоты: пьют то, к чему привыкли. Кроме того, в той же Германии крафт в принципе не зашёл. Немцы его просто не поняли.
Почему? IPA слишком горек для них?
На протяжении нескольких столетий у них существует закон о чистоте пива —«Райнхайтсгебот». Согласно этому закону, в напитке не должно быть ничего, кроме солода, воды и хмеля. А немцы очень консервативны, они живут этой традицией и чтут её. С другой стороны, есть Америка – родина крафта и самый большой рынок этой продукции. Там сотни сортов в каждом штате. Буквально в каждом городе есть свой бренд, которым производители очень гордятся.
Мы, конечно, не Штаты, но нам тоже есть чем гордиться, ведь наш проект начинал и ведёт Михаил Ершов – пивовар-виртуоз, известный не только в России, но и далеко за её пределами. У нас есть небольшая пивоварня (мы называем её лабораторией), которая варит всего тонну пива в месяц. В ней Михаил создавал все наши крафты, там мы продолжаем эксперименты со вкусами. Понравился — переносим на площадки побольше, в том числе и на те, которые мы арендуем у МПК, а это очень большой объём производства.
А это нормально, что крафт производится в таких объёмах? Это, вроде, камерная история?
История крафтового пива началась в 1970-х годах в США, как попытка противостоять жирным конвейерным котам из транснациональных корпораций. В те времена это было модно и касалось не только пива. Люди искренне поддерживали местное производство, особенно в маленьких городках, где все друг друга знали. Владельцы маленьких пивоварен предлагали новые необычные вкусы, рассказывали о рецептуре, были своими в доску — друзьями и хорошими соседями. Примерно так же, как с мини-пекарнями — такими тёплыми и уютными.
Постепенно многие из них переросли домашнее пивоварение и поняли, что нужно двигаться дальше, развиваться. Невозможно выжить только с одним сортом, который нравится твоему соседу. Поэтому многие маленькие заводики, со временем превратились в большие компании, с производством в разных точках мира. Это совершенно нормальный бизнес-процесс.