Не думайте о покупателе: как вырастить стартап, который купит Apple
В конце июля Bloomberg сообщил, что Apple купила разработчика программного обеспечения для платежных терминалов на мобильном устройстве Mobeewave за $100 млн. О том, как вырастить компанию, способную заинтересовать Apple, в колонке для Forbes рассказывает ранний инвестор Mobeewave, управляющий партнер фонда Fort Ross Ventures Виктор Орловский.
«Ожерелье вокруг шеи клиента»
У Apple есть четко определенная бизнес-модель и roadmap. Apple славится тем, что смогла объединить в себе и лучшее аппаратное обеспечение, и лучшую программную реализацию. Они гордятся этим справедливо — в мире очень мало компаний, которые делают одинаково хорошо и hardware, и software. Например, Google лидирует в разработке программного обеспечения, но у него до сих пор не получается делать хорошие смартфоны. Или Microsoft — тоже один из лидеров в области программного обеспечения, у которого не получаются хорошие аппаратные продукты.
Apple — одна из чрезвычайно закрытых компаний, которая никогда не декларирует, как будет выглядеть следующая версия аппаратного обеспечения, все ждут с нетерпением новых презентаций Apple, и это зрелище похоже на мистику. Помните знаменитое one more thing от Стива Джобса. Немного лучше обстоят дела с программным обеспечением Apple с точки зрения прогнозов, — иногда они раскрывают, что собираются делать в той или иной версии своих операционных систем, AppStore или ITunes, но, по большому счету, никто не знает, как именно это все будет работать, кроме самого Apple.
Как и многие другие компании, Apple строит экосистемы, которые позволяют как бусинки на ниточку нанизывать разные сервисы и продукты, создавая ожерелье вокруг шеи клиента (некоторые считают это ожерелье удавкой). Как вы видите, экосистема Apple развивается и в сторону представления различных сервисов, в том числе финансовых. Сначала Apple придумал Apple Pay — платежный кошелек, в который можно поместить карты популярных платежных систем любого банка. Карты привязаны к Apple Wallet, который позволяет платить при помощи телефона. Очевидно, Apple зарабатывает на этом немалые деньги, получая комиссию за каждую транзакцию.
Компания пошла дальше и выпустила настоящую кредитную карту. Она уникальна по своему дизайну — кажется, это единственная карта, на которой нет номера. Она тоже токенизируется в Apple Pay. Такую карту сегодня можно получить в Америке. Насколько мы знаем, Apple сейчас работает над тем, чтобы такую карту можно было получить в Европе.
Но ведь Apple в руках пользователя может быть не только платящей стороной, но и принимающей. Так называемые point of sale терминалы (POS-терминалы) — это устройства, через которые работают кассы, когда принимают оплату по карте. Без такого терминала принять безналичную оплату невозможно. Такие терминалы производят многие компании, но стоит он достаточно дорого — от $150 до $300. POS-терминал должен быть определенным образом сертифицирован и обеспечивать безопасность. Поэтому в свое время рынок был поделен (Verifone, Ingenico, NCR и другие), но на нем появились прорывные инновации. Одной из таких компаний была Square — они придумали девайс, который вставляется в смартфон, через него можно было провести карту и таким образом рассчитаться. Так телефон превращался в POS-терминал. Однако, во-первых, не во всех странах разрешено принимать магнитную полосу карты, это уже устаревший способ оплаты. Во-вторых, это совсем не безопасная транзакция, поэтому на карте также есть чип, и для него