Wabi Sabi
Японские секреты истинного счастья в неидеальном мире
В книге Wabi Sabi (2018) изложены различные способы, при помощи которых японская концепция ваби-саби может изменить нашу жизнь к лучшему. Имея в своей основе простоту, непостоянство и несовершенство, эта философия действует как противоядие от культа потребления и быстрого темпа современной жизни.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Wabi Sabi» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Всем нам порой кажется, что гонка за успехом, признанием и деньгами – это основа современного мира, от которой никуда не деться. Такое ощущение часто приводит нас к краху самоидентичности и к вопросам о том, можно ли жить как-то по-другому, не ругая себя каждую минуту за то, что сделал что-то «недостаточно совершенно». Если вы устали от погони за идеалом, который навязал нам современный мир, если хотите замедлиться и понять, куда вы движетесь и хотите ли двигаться дальше, эта книга – для вас. Вы узнаете, как выйти из суматохи и рутины повседневности и найти спокойствие и умиротворение в самых обычных вещах, которые вы, скорее всего, даже не замечали, пока думали, что они недостаточно совершенны. Взгляните на жизнь по-новому с помощью японской мудрости и концепции ваби-саби!
Научитесь жить счастливо благодаря японской мудрости.
Работа поглощает всю вашу энергию и вообще вам не нравится? Вы часто беспокоитесь, что мало чего достигли в этой жизни? Вам не хватает времени на общение с друзьями и семьей? Вы живете в оживленном районе города, который Вам совсем не подходит? У Вас есть много вещей, но вы даже не уверены, что они вам нужны? – Если вы узнали себя в этом портрете среднестатистического жителя оживленного мегаполиса, скорее всего, живется вам нелегко. Что ж, каким-то образом в вашей жизни случилось так, что вы оказались здесь.
Когда жизнь кажется нам слишком быстрой и бессмысленной, на помощь приходит японская концепция ваби-саби. Она позволяет нам взглянуть на вещи по-новому, учит принятию наших недостатков и непостоянства самой сути бытия. Ваби-саби показывает нам, как всё упростить и правильно расставить приоритеты, внести необходимые изменения в свою жизнь и не предъявлять к себе слишком строгих требований. Она помогает нам увидеть, что на самом деле в повседневной жизни мы окружены магией, и нам остается только узнать, как получить к ней доступ. Ведь зачастую того, что у нас уже есть, достаточно для счастья.
Из этого обзора вы узнаете:
- почему в основе японской чайной церемонии лежит простота;
- что времена года могут рассказать нам о нашем эмоциональном состоянии;
- и как пловец на длинные дистанции может помочь нам переосмыслить неудачу.
Концепцию ваби-саби проще понять, если рассмотреть два слова по отдельности.
Вы могли бы прожить в Японии всю свою жизнь и никогда не услышать слова «ваби-саби». Этого словосочетания нет и в самом авторитетном японском словаре Кодзиэн. В нем есть отдельные объемные статьи на слова «ваби» и «саби», но самого сочетания нет. Оно существует в разговорном языке, ему посвящено несколько книг на японском, но в целом можно сказать, что это понятие живет в сердцах и умах людей, а не на бумаге.
Так что же такое ваби-саби? – Это нечто, лежащее в основе японской философии, невидимая нить, проходящая через жизнь японцев и их культуру. И концепцию ваби-саби проще всего понять, если рассмотреть два слова по отдельности.
Давайте начнем с «ваби». В современном японском языке «ваби» означает «приглушенный вкус». Однако это слово первоначально ассоциировалось с бедностью, нуждой и отчаянием, и происходит оно от глагола wabiru, что означает «беспокоиться».
Однако чтобы в полной мере понять истинное значение «ваби», нам нужно обратиться к древним чайным церемониям, которые сыграли значительную роль в формировании японской культуры и жизни. В середине XVI века, хотя в Японии и был император, страной фактически управляли военные феодалы, известные как даймё. Воины-самураи, охранявшие замки и имения даймё, пили чай, чтобы не уснуть, когда они ночью стояли на страже. Церемония, которая сопровождала чаепитие, была также возможностью насладиться моментом спокойствия в их жестокой жизни.
Вскоре, однако, чаепитие стало частью роскошной придворной жизни правящих классов, с богато украшенными чайными комнатами и дорогой посудой. Спокойная чайная церемония, в основе которой был дзен (спокойствие), превратилась в еще одно роскошное развлечение.
Затем чайный мастер знаменитого даймё Тоётоми Хидэёси, одного из самых знаменитых сёгунов, по имени Сен-но-Рикю решил радикально изменить чайную церемонию. Он отверг богатство придворных чайных церемоний, отдав предпочтение более сдержанному формату с простой посудой и небольшими чайными. Вместо того чтобы обозначать богатство, церемония должна была превозносить простоту и естественную красоту. Хотя Рикю не был изобретателем чайной церемонии, в последние годы жизни он вернул ее к философии простоты и естественности, по сей день господствующей в японской культуре. Чай он называл «чай ваби», так же («чай ваби», или «ваби-тя») стали называть и стиль чайной церемонии Рикю. Под «ваби» здесь, следовательно, подразумевается мышление, которое ценит простоту, смирение и бережливость.
Теперь давайте обратимся к понятию «саби». В переводе с японского это слово будет означать что-то вроде «патина» (это пленка или налет на меди и ее сплавах) или «элегантная простота». Со временем слово «саби» стало олицетворять глубокую, безмятежную красоту, которая возникает с течением времени. Визуально мы воспринимаем ее как благородную патину времени, следы влияния погоды и других факторов, как старение, в конце концов. В своей классической работе «Во славу теней» Джуничиро Танизаки объясняет это лучше всего, когда говорит о японцах: «Нам не нравится всё, что сияет, и мы предпочитаем задумчивый блеск неглубокому…»
Если мы возьмем оба эти слова и объединим их, получится термин «ваби-саби», подразумевающий мировоззрение, которое ценит простую красоту, несовершенство и быстротечность всех вещей. Это очень сильно контрастирует с определенными тенденциями, характерными для Запада: материализмом, перфекционизмом и страхом перед быстротечностью времени. Поскольку для нас характерна стремительно развивающаяся культура потребления, мы можем извлечь много мудрости, обратившись к ваби-саби.
Дом, где присутствует ваби-саби, одухотворен и прост.
Представьте: вы пытаетесь расслабиться в своей гостиной, но чувствуете, что что-то в этой комнате и в этом доме не так. У вас аккуратная мебель, дорогой широкоэкранный телевизор и отличная настройка колонок, но все это выглядит немного безликим. У вас есть дорогие вещи и украшения, которые вы храните, хотя они вам не особо нравятся. А в ящиках комодов и шкафах – беспорядок, который действительно раздражает вас.
Если это всё вам знакомо, то мудрость ваби-саби может помочь вам чувствовать себя дома по-настоящему счастливо – независимо от того, насколько дорогими вещами вы окружены, ведь в концепции ваби-саби всё наоборот: дом, где присутствует ваби-саби, одухотворен и прост.
Во-первых, дом ваби-саби не совершенен. Невозможно жить полной жизнью, со всеми ее несовершенствами, в комнатах, похожих на картинки из журналов по дизайну или на подборки интерьеров из Pinterest и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Дом нужен, в первую очередь, для того, чтобы в нем жить! Дом – это место, где мы должны чувствовать себя максимально комфортно. Ваби-саби напоминает вам, что ваш дом не должен выглядеть идеально – он должен стать «домом для жизни», а жизнь никогда не бывает идеально аккуратной.