Эшер, слэшер и Хичкок
Ужасный иконостас Дарио Ардженто
К 80-летию Дарио Ардженто, одного из главных хоррор-мастеров современности, автора «Суспирии», «Инферно» и «Кроваво-красного», режиссера, у которого воруют все — начиная с Уэса Андерсона и заканчивая Николасом Виндингом Рефном,— мы изучили, из чего складывается его стиль и у кого подворовывал он сам.
Марио Бава
Отец прославившего Ардженто жанра джалло, итальянского фрейдистского хоррора с обязательными элементами готики и эротики, названного в честь дешевых криминальных детективов 1930-х,— не только его ментор, но и друг семьи. Отец Дарио, продюсер Сальваторе Ардженто, работал с Бавой, а сам Дарио дружил с его сыном Ламберто, который тоже стал режиссером хорроров. Что неудивительно: в детстве, по воспоминаниям Ардженто, Бава, начинавший в кино как художник-постановщик и специалист по спецэффектам, любил водить их с Ламберто в парки аттракционов и рассказывать, как устроены местные фокусы. Посещение комнаты кривых зеркал под бубнеж режиссера «Маски сатаны» и «Шести женщин для убийства» Ардженто до сих пор называет одним из самых страшных эпизодов детства. Обучение фокусам продолжилось и позже: Бава помогал Ардженто вплоть до своей смерти в 1980 году. Официально поработать вместе они успели всего однажды: Бава делал спецэффекты для «Инферно», второй части ведьминской «Трилогии матерей» Ардженто. Фильм стал его последней работой.
Эдгар Аллан По
Один из главных, наряду с Говардом Лавкрафтом, писателей в биографии Ардженто, которого он регулярно перечитывает с юности. Книги создателя классического детектива, декадента, предвосхитившего научную фантастику и ставшего последним рыцарем классического европейского романтизма,— сосредоточение всех любимых тем Ардженто. Паранойя, сумасшествие, одержимость смертью — в то время как Марио Бава показывал Ардженто, как деконструировать свои фобии, По учил его с ними жить. Ардженто, называющий По своим другом-невротиком, ездил на его могилу в Балтимор, писал предисловия к его итальянским переизданиям, но экранизировал всего однажды. В 1989 году Ардженто вместе со своим другом и товарищем по хоррор-цеху Джорджем Ромеро решили отдать должное своему любимому писателю и сняли альманах «Два злобных глаза». Специалист по зомби Ромеро экранизировал «Правду о том, что случилось с мистером Вальдемаром», где с помощью гипноза пытаются победить смерть, а Ардженто — «Черного кота», главный герой которого в приступе неконтролируемого бешенства убивает любимого кота, а потом и жену.