Нажали на педаль: как из Тулы делают центр российского трекового велоспорта
История велоспорта насчитывает более полутора столетий. Первая в истории гонка прошла в 1868 году в одном из парков пригорода Парижа Сен-Клу — тогда участники соревновались на дистанции 2000 метров. А сегодня это престижная и привлекающая внимание зрителей спортивная дисциплина. Настолько, что в скором времени у нее появится свой аналог Лиги чемпионов, который в 2021 году планируют запустить Международный союз велосипедистов (UCI) и Eurosport. Пока спортсмены составляют план тренировок на новый сезон и надеются, что Олимпиада все же состоится, мы разобрались, каковы шансы России на успех в будущих стартах и при чем здесь Тульская область, тульский трек и команда Marathon-Tula Cycling Team.
История трекового велоспорта в России
В России историю велоспорта отсчитывают с 1883 года. Именно тогда в Москве прошли первые соревнования — гонка на двух дистанциях: 1,5 и 7,5 версты. Год спустя спортсменов принимали уже в Санкт-Петербурге — на Царицыном лугу (сегодня это Марсово поле). И постепенно общества любителей велосипедного спорта стали появляться в губерниях и уездах по всей стране. В одно из таких входил даже Лев Толстой — писателю тогда было почти 70 лет, но он прекрасно управлял велосипедом и мог запросто преодолеть расстояние в 16 километров из своего имения в Ясной Поляне до Тулы. Именно здесь 1 сентября 1896 года открыли трек — один из старейших в мире. Губернатор перерезал ленточку, священник провел молебен, а на старт вышли гонщики из Тулы, Калуги и Орла. Победу тогда одержали местные.
История трекового велоспорта в России
Тульский велотрек, или циклодром, как его еще называли в те времена, был одним из самых популярных в Российской империи. Публика смотрела соревнования в сопровождении духового оркестра и в свете керосиновых ламп, а в перерывах отправлялась в буфет. В стране тогда начинался велосипедный бум.
После революции 1917 года тульский велотрек остался единственным действующим на всю страну. Он принял первый чемпионат Советской России, который дал старт развитию велосипедного спорта в новом молодом государстве.
На длинной дистанции: олимпийские перспективы
Частью олимпийской программы велоспорт стал еще в 1896 году, с самых первых Игр в Афинах, — уже тогда определяли лучших атлетов как на треке, так и в шоссейных гонках. Для советских спортсменов олимпийский дебют состоялся в 1952-м, а первую золотую медаль удалось завоевать восемь лет спустя, в Риме, когда в шоссейной групповой гонке победил Виктор Капитонов. На финише он на полколеса обошел итальянца Ливио Трапе — для местных гонщиков это стало единственным поражением на домашних Играх.
Уроженцы Тульской области тоже становились олимпийскими чемпионами. В 1980 году, на Играх в Москве, золото завоевал велогонщик Виталий Петраков. А в 2004-м на высшую ступень пьедестала в Афинах поднялась Ольга Слюсарева (кстати, с осени 2019 года она занимает пост мэра Тулы) — с тех пор у сборной России по велоспорту не было золотых медалей, несмотря на то, что это третий вид спорта по количеству разыгрываемых медалей: всего в велоспорте разыгрывается 22 комплекта наград, больше только в легкой атлетике и плавании.