Лемешев и Козловский: самые известные тенора XX века
В 1948 году отмечалось 50-летие МХАТа. Впервые вместе на сцене оказались самые известные тенора XX века: Сергей Лемешев и Иван Козловский единственный раз спели дуэтом. Вдове Антона Чехова, Ольге Книппер-Чеховой, которая множество раз выходила на сцену в роли Раневской, они посвятили арию Ленского «Я люблю Вас, Ольга» с немного переделанным текстом. Завершалось обращение словами: «… мы будем ходить туда, где вечно будет цвести благоухающий вишневый сад». В материале портала «Культура.РФ» читайте, как складывалась судьба главных Ленских на российской оперной сцене.
Сергей Лемешев: сапожник и юморист
Сергей Лемешев родился в 1902 году в деревне бывшей Тверской губернии. Его отец женился на бесприданнице, и поэтому дед своего согласия на брак не дал и выгнал молодых из дома, оставив без земли. Родителям будущего тенора пришлось батрачить у местного помещика. В восемь лет Сергей пошел в сельскую школу.
Учительница выделяла меня среди других ребят за то, что я хорошо читал и в общем был довольно смышлен. <…> Проходя же мимо нашей избушки, она часто хвалила меня матери, говоря: «Акулинушка, твоего Сережу надо в город послать учиться». Сергей Лемешев. «Путь к искусству»
Лемешев рано остался без отца: тот умер от чахотки. Отучившись положенные четыре класса, будущий артист в 1914 году отправился в Петербург к дяде — осваивать сапожное дело. Но уже через два года он вернулся в родную деревню. Чтобы как-то помочь матери, он занялся рыбной ловлей. Сергею Лемешеву очень хотелось учиться, а еще больше — выступать перед публикой. В 1918 году при сельской школе открыли кружок культурно-просветительской работы — и там состоялся его дебют.
Мои «номера», особенно юмористические куплеты, которые я запомнил еще с петербургских времен, вызывали смех «публики», и я, конечно, мнил себя уже артистом! Сергей Лемешев. «Путь к искусству»
Вскоре Лемешев поступил в местную художественно-ремесленную школу. Ее директор, Николай Квашнин, архитектор по образованию, был музыкантом-любителем и заядлым театралом. Услышав однажды, как поет ученик, он познакомил его со своей женой. Евгения Квашнина окончила Саратовскую консерваторию и начала учить мальчика нотной грамоте. Лемешев проводил у Квашниных дни напролет: именно тогда он выучил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», которую позже исполнил на профессиональной сцене больше 500 раз.
Из кавалерии в Консерваторию
Сергей Лемешев. Отрывок из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Ария Ленского «Куда, куда, куда вы удалились…»
Путь Лемешева к музыкальному образованию и профессиональной сцене был долгим. В 1919 году юноша поехал «покорять Тверь».
В коротком ватнике, в валенках и бумажных брюках я прошагал около пятидесяти верст в тридцатиградусный мороз. Пришел в город под вечер, переночевал у знакомых, а наутро пошел искать «концертный зал». По газетам я знал уже все адреса клубов и театров и, конечно, направился в центральный клуб имени III Интернационала, который помещался на главной улице в здании бывшего Дворянского собрания. Войдя в вестибюль, я увидел плакат, оповещавший, что вечером состоится закрытый концерт для партийного актива. Заведующим художественной частью клуба был Николай Михайлович Сидельников, как потом я узнал, — превосходный музыкант, дирижер и певец по профессии. Сергей Лемешев. «Путь к искусству»
В первый же день ему дали шанс выступить. Зрителям так понравился концерт, что Лемешева еще долго не отпускали со сцены. Артист твердо решил поступать в Консерваторию, но весной не принимали. Знакомый предложил пойти в кавалерийское училище, и Сергей согласился. Лемешев вспоминал: «Красивый мундир, красные бриджи... Заманчиво было покрасоваться в таком костюме перед девушками!»
Параллельно с учебой Лемешев брал уроки у Сидельникова. Понимая, что пение интересует его гораздо больше, чем строевая подготовка, командир училища направил Сергея учиться в Консерваторию.
В 1924 году Лемешев поступил в студию под руководством Станиславского. «Конечно, я из вас Шаляпиных не сделаю, но родственниками его вы можете стать», — говорил ученикам мэтр. Для постановки в его студии Лемешев начал разучивать роль Ленского.
Я по-прежнему очень уставал и в сцене дуэли только и думал о том, как бы дотянуть до конца арию. Меня уже не огорчало то, что меня, Ленского, сейчас убьет Онегин. Я хотел только, чтобы это случилось поскорее. Сергей Лемешев. «Путь к искусству»
Дебют Лемешева состоялся в 1926 году в Свердловском театре оперы и балета, год спустя он успешно исполнял сольные партии в Русской опере при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине, а с 1928 года — на оперных сценах в Тбилиси.
Иван Козловский: из церковного хора на оперную сцену
Иван Козловский родился в 1900 году в селе недалеко от Киева. Музыку, как и Лемешев, любил с детства, но применение таланту нашлось раньше: уже в семь лет он пел в хоре при Свято-Михайловском киевском монастыре. Родители к увлечению сына были благосклонны: мать учила пению, а отец — игре на гармонике. Еще в детстве Козловский полюбил театр.
Когда впервые пришел в театр, давался спектакль «Вий» по Гоголю. Даже запомнил свое место — в 24-м, последнем, ряду партера. Сохранилась в памяти еще одна деталь тогдашнего вечера. В конце первого акта Халява, чудный баритон, запел: «Гой, хоп, мои гречанеки». Я замер, потрясенный звуком голоса, а потом, на сильной доле такта, где после запева вступил хор и оркестр, во мне вдруг что-то всколыхнулось, и, уже не помню, громко ли, про себя ли, подхватил мелодию и начал толкать локтем своего соседа, призывая разделить мое восхищение. Иван Козловский. «Музыка — радость и боль моя»
В 15 лет Козловский начал принимать участие в постановках Общества украинских актеров, которым руководил известный актер Иван Марьяненко. Оценив голос будущего артиста, он отправил его на прослушивание к педагогу Елене Муравьевой, у которой учились народные артистки СССР Зоя Гайдай и Лариса Руденко, номинантка на премию «Оскар» Милица Корьюс и другие. Так Козловский стал студентом Киевского музыкально-драматического института имени Лысенко.
Окончив его в 1920 году, он пошел добровольцем в инженерную бригаду Красной армии. Принимал участие в постановках Полтавского оперного театра. Именно здесь по воле случая сыграл свою первую большую роль — Фауста: исполнитель заболел, и начинающему артисту пришлось петь вместе с мэтром Платоном Цесевичем.
О чем-то большем в карьере оперного певца Козловский тогда и не думал. В 1923 году после оперы «Риголетто» к тенору подошел знаменитый режиссер Эмиль Юнгвальд-Хилькевич.
— Ванечка! Если мы с вами встретимся где-нибудь, куда вы приедете на гастроли, как солист Большого театра, — не забудьте дать мне контрамарку!..
Это показалось мне настолько необычным и фантастичным, что я испуганно произнес:
— Что вы, что вы, бог с вами!..
Тем не менее в 1923 году Козловский стал солистом Харьковской — на тот момент столичной — оперы, а на следующие два сезона с ним уже заключил контракт один из лучших в то время оперных театров — Свердловский. Разорвать этот контракт Козловский не решился даже ради приглашения от самого Владимира Немировича-Данченко. Об этом он рассказывал в книге «Музыка — радость и боль моя»:
…приходит ко мне взволнованный почтальон, вручает не совсем обычный конверт с эмблемой чайки. «Мы его всей почтой разглядывали», — сказал он. Немирович-Данченко приглашал меня принять участие в гастрольных поездках по Европе и Америке.
Большой театр и битвы между лемешистками и козловитянками
Иван Козловский. Отрывок из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Ария Ленского «Куда, куда, куда вы удалились…»
Пути обоих теноров пересеклись в Большом театре. Козловский поступил туда на службу в 1925 году, он дебютировал партией Альфреда в «Травиане». Лемешев стал выступать в Большом на шесть лет позже, в 1931 году. Его первой ролью был Берендей в «Снегурочке». Оба артиста пели герцога в «Риголетто», Фауста в одноименной опере, Владимира Игоревича в «Князе Игоре», Индийского гостя в «Садко».
Друг с другом «конкуренты» не конфликтовали. Лемешев писал в своей автобиографии: «Слушая почти все спектакли Ивана Семеновича, я стал разбираться в особенностях его вокального аппарата, техники и интерпретации. Иногда, впрочем, мысленно вступал с ним в спор, что-то не принимал. Но всегда восхищался».
Враждовать начали поклонницы. Быстро сформировались два «фан-клуба» — лемешистки и козловитянки. Со временем в театральной среде к ним приклеилось название «сырихи»: по одной из версий, из-за магазина, располагавшегося недалеко от квартиры Лемешева, где поклонницы ждали Сергея.
Дамы преследовали кумиров, а после спектаклей нередко затевали драку «стенка на стенку». Внучка Козловского, Анна, рассказывала, что особенно преданные поклонницы пытались залезть в окно их квартиры по водосточной трубе: самых упорных потом снимали пожарные, в особо сложных случаях — с помощью брандспойта.
Наивысшим достижением было заплатить гардеробщику баснословную по тем временам сумму 200 рублей, чтобы получить возможность пару минут постоять в калошах кумира. Теноров провожали до подъездов, ломились в гримерки с огромными букетами. А лемешистки демонстративно выходили из зала после убийства Ленского в «Евгении Онегине» — так они показывали, что больше в спектакле слушать некого.
Великая Отечественная война и послевоенные годы
Иван Козловский. «Соловей». Музыка Петра Чайковского, слова Александра Пушкина
Перед началом войны Козловский стал художественным руководителем Государственного ансамбля оперы СССР, а Лемешев первый и последний раз снялся в кино — в фильме «Музыкальная история». С 1941 года Козловский выступал перед бойцами и жителями освобожденных городов. Большой театр продолжал работу и во время войны, несмотря на то, что большую часть труппы эвакуировали в Куйбышев.
Лемешев в октябре 1941 года тяжело заболел — врачам пришлось «отключить» одно легкое, и тенору запретили петь. Однако он начал разрабатывать голос.
В «Пути к искусству» Лемешев писал, что врачи «…отнеслись к моей затее очень недоверчиво, даже пришли послушать меня в спектакле — и тут же сдались, разрешив одно-два выступления в месяц. Однако я приспособился и пел по три, а то и больше спектаклей, так и выступая с пневмотораксом вплоть до 1948 года».
Сергей Лемешев. «Скажите, девушки, подружке вашей». Музыка Родольфо Фальво, слова Михаила Улицкого
Козловский много гастролировал, исполняя арии, романсы, народные песни. Снялся в фильмах «Концерт фронту», «Борис Годунов», «Поэма о море». Он ушел из Большого театра на пике славы в 1954 году без объяснения причин. Продолжал петь до 87 лет, давал концерты, писал мемуары, открыл в родном селе музыкальную школу, которую всячески поддерживал. Он умер 21 декабря 1993 года.
Лемешев, напротив, гастроли прекратил, но до 1965 года продолжал иногда выходить на сцену Большого. Он преподавал в Консерватории, вел передачи на радио. В 1972 году тенор в 501-й раз исполнил партию Ленского на своем юбилейном концерте. Лемешев ушел из жизни 26 июня 1977 года.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl