Ускоритель для растений
Московский стартап разработал и внедрил уникальные климатические камеры для ускоренного развития растений.
Инновационные климатические камеры, или фитотроны, созданные компанией «Климбиотех», предназначены для реализации не менее инновационной сельскохозяйственной технологии — спидбридинга (speed breeding), или ускоренного развития растений, и установлены в лабораториях Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной биотехнологии (ВНИИСБ). Благодаря созданным в камерах условиям растения созревают и дают семена в два-три раза быстрее, чем в полях и теплицах, а значит, у ученых появляется возможность значительно ускорить выведение и внедрение новых сортов.
Технология спидбридинга развивается в России относительно недавно, всего лет пять, хотя за рубежом давно заняла прочное место в селекционной практике и применяется на разных сельскохозяйственных культурах, рассказывает заведующий лабораторией прикладной геномики и частной селекции сельскохозяйственных растений ВНИИСБ, кандидат биологических наук Михаил Дивашук. Именно он стал зачинателем спидбридинга в нашей стране.
Но чем интересен спидбридинг и какую роль он играет в процессе селекции? «В большинстве случаев селекция остается классической,— объясняет Михаил Дивашук.— Суть ее в том, что скрещиваются два родителя, каждый из которых несет определенный набор нужных свойств. Но у растений больше 20 тыс. генов, и после скрещивания мы получаем бесконечную вариацию генотипов. Первое, второе, третье, четвертое поколения потомства в генетическом отношении нестабильны. Это значит, что на протяжении нескольких поколений происходит расщепление — распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомства в определенном числовом соотношении. Допустим, мы отобрали в первом поколении самое красивое и вкусное яблочко, но в следующем поколении оно может не сохранить своих свойств, потому что снова будет происходить расщепление. Стабилизация генов — очень долгий процесс, но пока этого не произойдет, сорт получить не удастся».
А теперь представьте, что селекционеры получают максимум два поколения в год. При таких темпах стабилизация наступит не раньше чем через 6–8 лет, а с полевыми испытаниями сорт можно будет получить только лет через десять. Вот тут как раз и нужен спидбридинг — с его помощью можно получать до семи поколений в год! «С помощью спидбридинга мы проходим весь процесс стабилизации генов за год-два в зависимости от культуры и передаем линию в поля на испытания. Если она хорошо себя показала, у селекционера на руках уже сорт. Надо его размножить и продавать»,— говорит ученый.
Сарафанное радио
Такое ускоренное вызревание возможно лишь при создании определенных условий. Для этого и нужен фитотрон — автоматизированный комплекс с искусственным климатом, где поддерживаются необходимые температура, освещенность, влажность и др. «Когда передо мной встала задача внедрить технологию спидбридинга, я понял, что установок, способных обеспечить нужные мне условия, на рынке не существует,— вспоминает Михаил Дивашук.— И никто не брался их делать, потому что не было ни технической документации, ни чертежей — лишь понимание того, какие условия для растений нужно поддерживать, а кроме того, оборудование надо было вписать в очень маленькое пространство. Тогда знакомые по институту посоветовали мне компанию „Климбиотех“. Сработало сарафанное радио».