Наука обучения: как лучше усваивать новые знания в целом и IT-навыки в частности
Каждый раз, когда человек начинает изучать нечто новое, он сталкивается с трудностями. Нужно выделить время для нового занятия, определить цель, преодолевать препятствия, забывать, заучивать и снова забывать новые знания. Дарья Абрамова, CEO онлайн-школы программирования «Кодабра», рассказывает о том, как лучше изучать новое с научной точки зрения.
Прокачиваем память и внимание
Выберите свою технику для запоминания информации. Чаще всего в обучении используют интервальные повторения, систему Лейтнера и активное вспоминание.
Техника интервальных повторений основана на теории Эбингауза — изученная информация постепенно забывается, если не повторять ее в нужное время. Ученые периодически пытаются вычислить самые эффективные «точки» для повторений. Пока стоит пользоваться схемой «1-7-16-35», то есть повторять материал через день, неделю, 16 и 35 дней.
Система Лейтнера — это усложненный метод интервальных повторений. Он удобен для запоминания сложных терминов или иностранных языков. Также с его помощью можно выучить команды и функции, используемые в программировании. Ученику нужно завести 3 коробки. Сначала в первую коробку складываются слова, которые ученик не знает или знает плохо. Их нужно повторять каждый день. Как только ученик выучил слово, он складывает его во вторую коробку. Слова из второй коробки повторяют каждые три дня. Успешно выученные слова отправляют в третью коробку, невыученные в первую. Слова из третьей коробки повторяют каждые пять дней. Практику продолжают до тех пор, пока все слова не окажутся в третьей коробке.
Активное вспоминание проще всего использовать не для запоминания конкретных терминов, а для изучения большой темы. Нужно прочитать несколько раз учебный материал, а затем не механически повторять его, а запоминать активно. Например, можно написать эссе по прочитанному материалу, пересказать его другу или составить список вопросов, основанный на материале и отвечать на него.
Стройте связи между изученными понятиями. Исследования показывают, что быстрее обучаются те, кто устанавливает связи между изученными идеями. Для этого проще всего использовать майнд-карты, но можно действовать и по-другому. Главное — постоянно включать изученные термины и определения в общий контекст. Например, можно составить словарь из изученных терминов и записать их на одном листе — это уже помогает образованию связей между понятиями.