Разошлись в показателях: почему KPI часто вредят бизнесу в долгосрочной перспективе
Ключевые показатели эффективности могут сыграть злую шутку с бизнесом, если не мотивируют сотрудников прилагать усилия к тому, чтобы компания становилась успешнее в долгосрочной перспективе. Forbes публикует отрывок из книги гендиректора Sapiens Consulting, бизнес-консультанта Святослава Бирюлина «KPI, которые убьют ваш бизнес» о том, про какие показатели лучше забыть как руководителям, так и подчиненным.
Святослав Бирюлин — основатель и совладелец консалтинговой компании Sapiens Consulting. Ранее возглавлял компании Proma, «Русский Аппетит», «Терна Полимер» и «Евродизайн». Руководил бизнесами с оборотом до 12 млрд рублей и штатом до 3600 человек. Бирюлин — автор книг «Мыслить стратегически» и «Люди — как ими управлять». В новой книге «KPI, которые убьют ваш бизнес» он рассказывает с помощью примеров из своей биографии и истории, как недостаточно продуманные KPI вредят компаниям.
KPI и сплоченность
Я сижу в качестве гостя на планерке в офисе потенциального клиента. Акционер намеренно покинул совещание, чтобы я посмотрел на менеджеров «в естественной среде обитания». Я скромно сижу в темном углу, не принимая участия в обсуждении.
Разгорается нешуточный спор, он раскалывает присутствующих на два лагеря. В авангарде первого — коммерческий директор и директор по логистике. Они предлагают купить дорогостоящую TMS (информационную систему по грузоперевозкам. — Forbes), мотивируя это необходимостью повысить скорость доставки товаров клиентам. По другую сторону баррикад — директора по персоналу и финансам. Им кажется, что покупка только облегчит труд отделов продаж и логистики, но не приведет к росту продаж.
— Коллеги, — с плохо скрываемым раздражением говорит теряющий терпение коммерческий директор. — Все значимые конкуренты давно делают доставку клиентам в тот же день, если заявка поступила до 14:00, а мы — только если до 11:00. Я предоставлял справку.
— А как окупятся эти затраты? — спрашивает, прищурившись, финансовый директор.
— Как минимум, перестанем терять клиентов. Как максимум — получим новых! Я же присылал расчеты! — отвечает коммерческий.
— Расчеты я видела, — говорит финансовый, — Но где доказательства, что цифры, заложенные в них, верны? А что, если мы купим TMS, а продажи не вырастут? Вы компенсируете потери из личной зарплаты?
— Я зашла вчера в отдел продаж, — подхватывает HR-директор. — Там царит полное благодушие! Сидят, болтают между собой, половина курит... По-моему, вам достаточно порядок у себя навести, и продажи вырастут. Вы хотите заказать дорогущую программу вместо того, чтобы взять коллектив в ежовые рукавицы. Прикрываетесь конкурентами.
— Послушайте, — огрызается коммерческий директор. — Давайте вы у себя порядок сначала наведете, а потом меня будете учить, хорошо? Вы мне вакансию руководителя отдела продаж второй месяц закрыть не можете...
Я не мог отделаться от ощущения дежавю. Нечто подобное я слышал и сам, в своем офисе, лет тринадцать назад, будучи молодым и неопытным CEO. Выйдя с планерки, я направился к собственнику.
— От чего у них зависят бонусы?
— От чистой прибыли, разумеется, — удивился вопросу собственник.
— Ясно, — вздохнул я.
К сожалению, даже коллективные KPI, такие как чистая прибыль, не гарантируют единства в команде. Собственник, как и я когда-то, руководствовался благими намерениями, желая, чтобы каждый топ-менеджер стремился к росту дохода. Как вы, наверное, поняли из перепалки на совещании, именно этого он и добился. Но пути прироста прибыли участники процесса видели по-разному. Одни считали, что для этого нужна быстрая доставка, другие — что экономия затрат.
Коллективные KPI сплачивают команду, только пока они выполняются. А если нет, каждому из менеджеров начинает казаться, что в этом виноват кто-то из коллег. У победы много отцов, а поражение — всегда сирота. Какое уж тут сплочение.
Однажды я опрашивал руководителей крупной компании. В анкету я включил два вопроса. Первый: «Оцените, сколько процентов руководителей вашей компании полностью выкладывается на работе». Средняя оценка составила около 25%, то есть опрошенные считали 75% коллег работающими спустя рукава. Второй вопрос: «К какой из этих двух групп вы относите себя?». Все предсказуемо отнесли себя к 25% трудящихся. В этой компании все были убеждены, что работают за всех.