Жизнь большой «литературной коммуналки» с ее скандалами и творческими вечерами

Караван историйИстория

Посиделки в графском особняке

«Сидели в ресторане «ЦДЛ»...» — с этих слов начинались рассказы многих известных людей. За аббревиатурой скрывалась жизнь большой «литературной коммуналки» с ее скандалами, творческими вечерами, пышными чествованиями, громкими «разоблачениями» и встречами с друзьями... Дом обрастал мифами и байками, которые переходили новым поколениям.

Нина Белова

Началась история клуба еще в двадцатых годах прошлого века, но официально здание передали советским литераторам только в 1934-м, «для творческой деятельности и отдыха» им выделили московскую усадьбу Святополк-Четвертинского на Поварской (тогда она именовалась улицей Воровского), известную также как особняк графини Олсуфьевой. Здесь и открылся писательский клуб. В 1948 году он стал называться Центральным домом литераторов и сделался излюбленным местом встреч писательской братии. В ЦДЛ обсуждали стихи и прозу, выясняли отношения, исключали из своих рядов неудобных, награждали верных.

Жизнь кипела с утра до ночи: работали книжные лавки, библиотека, бильярдная и, конечно, буфеты и ресторан в Дубовом зале — главные точки притяжения. Кто здесь только не бывал: и литературные генералы — Константин Симонов, Александр Фадеев, Борис Горбатов, и будущие изгои — Михаил Зощенко, Борис Пастернак... Забегал выпить чашечку кофе Александр Твардовский, веселил друзей «неблагонадежными» анекдотами Алексей Толстой. За долгие годы писательский дом оброс множеством историй, баек и мифов. Что тут правда, что вымысел — поди разберись...

Роскошный особняк, напоминающий старинный французский замок в миниатюре, был построен в 1887 году московским архитектором Петром Бойцовым. Заказчик — князь Святополк-Четвертинский, отпрыск старинного дворянского рода, ведущего отсчет от легендарного Рюрика. Борис Владимирович разводил лошадей и славился охотничьими приключениями в Индии и Африке. Именно из Индии вывез он сандаловое дерево, которое пошло на резные колонны лестницы бальной залы.

Особняк на Поварской был построен в 1887 году архитектором Петром Бойцовым. Заказчик — князь Святополк-Четвертинский , отпрыск старинного дворянского рода, ведущего отсчет от легендарного Рюрика

После смерти князя наследники продали особняк Александре Андреевне Олсуфьевой. Графиня воспитывала двоих сыновей — Андрея и Василия, держала модный салон и устраивала грандиозные банкеты для столичной знати. Глава семейства Алексей Васильевич Олсуфьев, генерал от кавалерии, не на шутку увлекался филологией: владел несколькими языками, слыл большим знатоком древнеримской литературы, дружил с поэтом Афанасием Фетом.

Наследники князя продали особняк Александре Андреевне Олсуфьевой. Ее супруг Алексей Васильевич Олсуфьев, генерал от кавалерии, слыл большим знатоком древнеримской литературы

Лишь немногие знали, что граф возглавлял московскую масонскую ложу. Особняк на Поварской сделался местом тайных встреч «вольных каменщиков». Согласно одной из легенд, великолепная дубовая лестница, ведущая на второй этаж, построена без единого гвоздя и отчаянно скрипела, но если знать куда ступать, можно было подняться по ней абсолютно бесшумно. Таким образом члены ложи понимали, свой человек идет или чужак.

Семья Олсуфьевых обитала в своем московском особняке до революции 1917 года. Графа к тому времени уже не было в живых, графиня же и оба сына с семьями покинули Россию. Их потомки ныне живут в Италии. Особняк на Поварской новая власть национализировала и заселила беднотой, потом передала отделу детских учреждений при ВЦИК и наконец советским писателям, благодаря чему сохранились чудесные готические деревянные интерьеры, искусным мастером которых слыл архитектор Петр Бойцов.

В круг служителей муз мечтал попасть весь московский бомонд, но высокая дубовая дверь ресторана «ЦДЛ» открывалась далеко не для каждого — вход осуществлялся строго по пропускам и членским книжкам Союза писателей. Андрей Яхонтов свидетельствовал: «...Стороннему человеку проникнуть в литературный заповедник было немыслимо — вход стерегли церберы-администраторы, пропуска, дающие право разового посещения, выписывали с неимоверными казуистическими препонами».

Каминный зал

Дина Рубина вспоминала, как в юности любила подразнить бдительную охрану. Небрежно совала заветную красную книжицу, которую получила в двадцать четыре года, и бежала дальше. За ней толпой бросались те самые «церберы», не веря, что худенькая вихрастая девчонка и впрямь — писатель. Главным вышибалой в ретивой компании был легендарный администратор Аркадий Бродский — именно он решал, кого пустить в ресторан, а кого — нет. Однажды встал на пути самого Анастаса Микояна. Уверения последнего, что зван на мероприятие и являлся в прошлом высоким партийным руководителем, не подействовали.

Азарт проникнуть или, как тогда говорили, «протыриться» в писательский дом, посидеть рядом с Евтушенко и Окуджавой, увидеть на стенах Пестрого зала стишки и шутки завсегдатаев оказывался порой сильнее административных препон. Надо было только знать некоторые секреты. В ЦДЛ имелся длинный подземный переход, отделанный кафелем и соединяющий два здания: старый особняк и новую постройку пятидесятых годов. В прежние времена туда можно было зайти как с Поварской, так и с Большой Никитской — этим и пользовались. Путаными коридорами олсуфьевского особняка пробирались в Дубовый зал ресторана или Нижний буфет и терялись среди гостей. В 1974 году на вечер Василия Аксенова сумели просочиться даже неформалы-музыканты.

Режиссер Сергей Соловьев окрестил ЦДЛ «оазисом интеллектуального пьянства». Талисманом заведения по праву считался Михаил Светлов, постоянно пребывающий в «приподнятом» настроении, что, впрочем, не мешало ему слыть признанным острословом. За поэтом тянулся длинный шлейф острот и каламбуров. «Красивым я получаюсь только на шаржах», — с напускной грустью заявлял он. А на вопрос, наступит ли коммунизм, отвечал, что сам доживет вряд ли, а вот детишек жалко.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
Жизнь после хайпа: почему соцсеть Clubhouse может провалиться после стремительного взлета Жизнь после хайпа: почему соцсеть Clubhouse может провалиться после стремительного взлета

Будущее Clubhouse после волны хайпа вызывает вопросы

Forbes
Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться» Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться»

Екатерина Вилкова о том, как однажды ей стало тесно в этом мире

Караван историй
Из Константинополя в США: история производителя ударных тарелок Zildjian длиной 400 лет Из Константинополя в США: история производителя ударных тарелок Zildjian длиной 400 лет

Zildjan 15 поколений строила компанию и ее ударные покупают музыканты всего мира

VC.RU
Венсан Кассель и Тина Кунаки. Еще раз про любовь Венсан Кассель и Тина Кунаки. Еще раз про любовь

История любви Венсана Касселя и Тины Кунаки

Караван историй
10 дешевых иномарок, которые понравились бы россиянам. Фото 10 дешевых иномарок, которые понравились бы россиянам. Фото

Аналоги бюджетных иномарок, популярных в России

РБК
Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры» Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историй
Почему то, что одному — лекарство, для другого если и не яд, то бесполезная пилюля Почему то, что одному — лекарство, для другого если и не яд, то бесполезная пилюля

Медицина начинает лечить не абстрактного пациента, а конкретного тебя

Maxim
Ирина Пегова: «Я — за неожиданные повороты судьбы» Ирина Пегова: «Я — за неожиданные повороты судьбы»

Интервью с актрисой Ириной Пеговой

Караван историй
Правила жизни Бенисио Дель Торо Правила жизни Бенисио Дель Торо

Правила жизни актера Бенисио Дель Торо

Esquire
Мария Аронова. Бабье счастье Мария Аронова. Бабье счастье

Актриса Мария Аронова о семье, слабостях и страхе одиночества

Караван историй
Мы расстались, когда нам было по 14. Через двадцать лет мы снова вместе Мы расстались, когда нам было по 14. Через двадцать лет мы снова вместе

Наши герои, полюбив и расставшись подростками, встретились через двадцать лет

Psychologies
Евгений Писарев: «Существует множество мифов о том, что этот театр проклят» Евгений Писарев: «Существует множество мифов о том, что этот театр проклят»

Театр я возглавил в тридцать восемь и был, видимо, самым молодым худруком Москвы

Караван историй
Интервью: «Дружба помогает узнать, кто я» Интервью: «Дружба помогает узнать, кто я»

Отношения, без которых мы не стали бы собой

Psychologies
Колесо судьбы Харрисона Форда Колесо судьбы Харрисона Форда

Легендарный актер Харрисон Форд, чьи герои не сходят с экранов более полувека

Караван историй
От Аньелли до Феррари: самые возрастные топ-менеджеры в истории автопрома От Аньелли до Феррари: самые возрастные топ-менеджеры в истории автопрома

Некоторые возглавляют свои компании до самой смерти

РБК
Дмитрий Харатьян: «Я такой, какой есть, просто живу и радуюсь» Дмитрий Харатьян: «Я такой, какой есть, просто живу и радуюсь»

«Как актер в кино и театре я всегда создаю образ другого человека, персонажа»

Караван историй
Производство плитки Производство плитки

Производство едва ли не самого изысканного (и дорогого) шоколада в мире

Robb Report
Змея, которую пригрела Диана: как выглядела та, которая увела мужа у леди Ди Змея, которую пригрела Диана: как выглядела та, которая увела мужа у леди Ди

Сравниваем стиль Камиллы Паркер-Боулз и принцессы Дианы

Cosmopolitan
Эра человечности: как пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками Эра человечности: как пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Жизнь на удаленке оказалась довольно удобной и выгодной для многих

Forbes
13,5 вещей с аппетитными названиями, которые несъедобны и даже смертельны 13,5 вещей с аппетитными названиями, которые несъедобны и даже смертельны

Выплюнь это немедленно!

Maxim
Выбирай себя любой Выбирай себя любой

Сегодня быть собой хорошо как никогда

Cosmopolitan
Когда цветет миндаль Когда цветет миндаль

Почему бы в последние дни зимы не помечтать о далекой Майорке, где всё в цвету?

Лиза
Нити цивилизации: от лоскутного одеяла до умной ткани Нити цивилизации: от лоскутного одеяла до умной ткани

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
Второе пришествие суборбитальной баллистики Второе пришествие суборбитальной баллистики

Какие полеты изменят этот век?

Наука
К растяжке через расслабление: 5 шагов к гибкости К растяжке через расслабление: 5 шагов к гибкости

Мечтаете сесть на шпагат или встать на мостик?

Psychologies
Почему твой бывший совершенно точно «не торт» с точки зрения астрологии Почему твой бывший совершенно точно «не торт» с точки зрения астрологии

Заканчивать отношения всегда непросто, но это не значит, что ты должна страдать

Cosmopolitan
Хтонический реализм Хтонический реализм

«Пугало» — фестивальный хит из Якутии о деревенской знахарке

Weekend
Палеонтолог вместо топ-модели: кто из детей fashion-красавиц не пошел на подиум Палеонтолог вместо топ-модели: кто из детей fashion-красавиц не пошел на подиум

Они могли бы сделать карьеру в мире высокой моды, но отказались

Cosmopolitan
«Люблю, но это инцест»: Регина Мянник и Марат Башаров о своих отношениях «Люблю, но это инцест»: Регина Мянник и Марат Башаров о своих отношениях

Регина Мянник рассказала о своем партнере по театральной сцене

Cosmopolitan
Открыть в приложении