Неизвестные первые леди Союза: жёны генсеков, которые избегали публичности
Не все жёны лидеров СССР были на виду. Активные женщины вроде Крупской, Кухарчук и Горбачёвой перемежались теми, чьи имена были не на слуху, а лица — не на виду.
В СССР неженатые мужчины не допускались до лидерства и не могли сделать политическую карьеру. Во-первых, семья была гарантией того, что ему есть что терять. Во-вторых, доказательством, что товарищ не гомосексуален (забавный стереотип, поскольку гомосексуалы тоже женились для получения наследников или соблюдения приличий).
Далеко не всегда было очевидно, кто сейчас является супругой очередного лидера. Если Надежда Крупская активно участвовала в политической жизни, Нина Кухарчук сопровождала мужа – Никиту Хрущева – во время заграничных визитов, а Раиса Горбачёва, кажется, вообще не сходила с телеэкранов, то не всякий мог с ходу ответить, на ком женаты Андропов, Брежнев и Сталин. Эти «первые леди» государства были совсем не первыми в плане внимания общества.
Юрий Андропов и Татьяна Филипповна
Лидер страны, запомнившийся как борьбой с прогулами на рабочих местах и смещением восемнадцати министров, пойманных на крупном взяточничестве и хищениях, так и суровыми преследованиями диссидентов и лиц, занимающихся творчеством и не состоящих при этом в профессиональных союзах, был женат дважды.
Вторую жену Юрия Владимировича звали Татьяна Филипповна – именно с ней он стал генсеком. В девичестве Лебедева, в отличие от гордой Кухарчук она взяла фамилию мужа. Их старший сын Игорь родился через месяц после вторжения немецких войск в СССР, дочь Ирина — уже после войны.
Надо сказать, Андропов отличался очень мягкими, либеральными взглядами на семью, и его жена была скрыта от публики не для того, чтобы «знала своё место». Дело в том, что в 1956 году, когда случилось антисоветское восстание в Венгрии, Андропов был в этой стране советским послом. Восстание проходило далеко не мирно, и от увиденных жестоких сцен Татьяна Филипповна серьёзно повредилась в рассудке. Всю оставшуюся жизнь она провела на лекарствах. Ни предъявлять её публике, ни заставлять смотреть на скопления людей было невозможно.
Всю совместную жизнь человек, который прославится как суровейший генсек, заботился о жене, следил, чтобы её жизнь была максимально наполнена семейным теплом и, когда во время обострений жена оказывалась в больнице, регулярно её навещал, несмотря на занятость.