Репин считается нашим самым национальным художником

Наука и жизньКультура

Поздний Репин

Татьяна Бородина, Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Автопортрет за работой. 1915 год. Холст, масло. Национальная галерея Праги. В начале 1900-х «врачи запретили Репину работать правой рукой. <...> Он принялся работать левой рукой. Чтобы совсем освободить больную руку от нагрузки, он заказал специальную палитру, прикрепляемую у пояса, и подставку для кистей, которую ставил вблизи себя. Одно время Илья Ефимович работал двумя руками: в каждой руке — по кисточке, а палитра — на поясе . Во время письма Репин весь уходил в работу. Он терпеть не мог, если ему кто-либо мешал», — вспоминал один из его учеников, художник Н. Я. Борисов.

Прежде всего, я не бросил искусства, — писал художник К. И. Чуковскому в 1927 году, — все мои помыслы о нём»… «На девятом десятке лет моих усилий я прихожу к убеждению, что мне надо вообще очень долго, долго работать над сюжетом (искать, менять, переделывать, не жалея труда); и тогда, в конце концов, я попадаю на неожиданные клады и только тогда чувствую и сам, что это уже драгоценность. И это уже — от Духа Святого; и тогда чувствуешь, что это нечто ещё небывалое, — редкость».

Вероятно, для Чуковского эти слова оказались неожиданными, так как он неоднократно в своих воспоминаниях писал о «вечной болезненной неудовлетворённости Репина собой и своими творениями». Можно сказать, что лишь в последние годы жизни Репин поверил в своё предназначение, понимаемое им как духовная деятельность, где соединяются интуитивный опыт, эстетическое и религиозное мироощущение. Впервые в самооценке художника достаточно деликатно, но всё же прозвучала уверенность в том, что он может создавать нечто уникальное и имеющее особенное значение.

Взгляды, мысли и творчество Репина на склоне жизни — это отражение его удивительной судьбы после Октябрьского переворота.

Репин считается нашим самым национальным художником, наиболее верно выражающим суть национального самосознания. В творчестве он почти не касался сюжетов из западной жизни. Его искусство было посвящено драматургии русского общества. Волею исторических событий, никуда не уезжая из своего дома, тринадцать последних лет жизни Репин провёл за рубежом. Его усадьба «Пенаты» в посёлке Куоккала оказалась за пределами России. И это был уже не пригород Петербурга, куда на лето съезжалась художественная интеллигенция, а глубокая провинция иностранного государства. 31 декабря 1917 года Великое княжество Финляндское вышло из состава Российской империи. Пропускной пункт через границу действовал в свободном режиме ещё пять месяцев. Последний раз Репин был в Петрограде 3 апреля 1918 года, а 13 апреля, без объявления, граница была закрыта. «Теперь это пустыня: дачи заколочены, стёкла выбиты и дорожки заросли», — писал Репин в июле 1923 года Елене Павловне Тархановой.

Портрет К. И. Чуковского. 1910 год. Холст, масло. Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Санкт-Петербург. Репин и Чуковский встретились в Куоккале в 1906 году и, несмотря на разницу в возрасте (38 лет), стали близкими друзьями

Первый год жизни в независимой Финляндии был самым трудным. Репин предполагал, что грядут тяжёлые времена, но невозможно было поверить в то, что жизнь так резко изменится.

Военная ситуация на Карельском перешейке, закрытие границы, огромное количество беженцев породили в Выборгской губернии нехватку всех жизненно важных ресурсов.

Репин оказался совершенно без средств к существованию: его вклады в Русском банке в России были национализированы. У него остались только картины, от продажи которых он смог бы получать доходы. Трезво оценивая сложившуюся ситуацию, Илья Ефимович начал устанавливать контакты с финскими художественными кругами. В 1919 году, вскоре после перехода Финляндии к республиканскому правлению он преподносит в дар Финскому художественному обществу восемь лучших произведений из коллекции Н. Б. Нордман и (по неуточнённым данным) двадцать восемь картин мастеров русской живописи XIX века из своего собрания.

В мае 1920 года подаренные Репиным работы были выставлены в музее Атенеум. Выставка получила широкую рекламу. Все центральные финские газеты комментировали акт передачи картин и выставку в музее. В самом фешенебельном ресторане отеля «Сеурахуоне» в Хельсинки был организован банкет в честь Репина. На вечере присутствовали известнейшие художники, музыканты, литераторы, общественные и политические деятели. Правительство Финляндии в знак благодарности наградило Репина орденом командора II класса.

Старые друзья помогли художнику связаться с ведущими галереями в Хельсинки. С 1920 года Репин регулярно выставляет и продаёт свои работы в салоне Стриндберга и в галерее Херхаммер. С 1919 по 1930 год поверенному в устройстве выставок Василию Филипповичу Леви удалось организовать более 30 показов репинских работ не только в Финляндии, но и в Швеции, Америке, Англии, во Франции, в Чехии, Бельгии. Выставки проходили успешно, поправили материальное положение художника, но самое главное — стали стимулом для работы, способствовали творческому подъёму. «Ведь только стоит подумать, — писал Репин, — что всё это готовится для показов в больших художественных центрах».

В 1920-е годы Илья Ефимович ведёт переписку со всем миром и даже собирается поехать с выставкой и лекциями в Америку. Он выступает в прессе с яркими публицистическими статьями, готовит к изданию воспоминания «Далёкое — близкое». «По средам в ”Пенатах” по-прежнему собирается много народа, — писала Вера Ильинична, — эмигранты делают доклады... Папа показывал свои новые картины на евангельские сюжеты, очень, очень оригинально и хочется смотреть долго».

Автопортрет. 1920 год. Линолеум, масло. Музей-усадьба «Пенаты». Автопортрет поступил в музей в 1940 году из собрания сына художника Ю. И. Репина

В 1925 году финская художница Зигрид Шауман, побывав в «Пенатах», в газете «Swenskapresse» поместила статью о Репине: «Как и в молодые годы, Репин сохраняет способность познавать вещи не только умом, но и чувством. При этом таким сильным художественным чувством, каким обладает Репин, может похвастаться лишь небольшое число художников. Старый мастер продолжает много работать, курит крепчайшие сигары и даже купается в море. Воистину, всякому пожелаешь такого здоровья!»

Если говорить о душевном состоянии, конечно, оно было неоднозначно. С одной стороны, Репин деятелен и совершенно свободен от давления вечных российских идеологических проблем и противостояний. С другой — он, несомненно, скучает по друзьям. Финский журналист Оскар Костиайнен установил в кабинете художника приёмник, и Репин получил возможность узнавать что-то новое о жизни в России, его порою вдохновляла мысль ещё послужить Родине. Однако в письме к К. И. Чуковскому в 1922 году он высказал классическую для эмиграции 1920-х годов фразу: «Может ли меня тянуть в Россию?! России больше нет».

В 1924 году Илье Ефимовичу исполнилось 80 лет. В Москве, и в следующем году в Ленинграде, были устроены большие юбилейные выставки. Художник собирался даже на них поехать, но странным образом произошла путаница с приглашением. Оно пришло уже после открытия выставки и официальных торжеств. Эти унизительные для художника обстоятельства нельзя объяснить только бюрократической проволочкой. Приезд Репина в Россию и его возвращение в Финляндию выглядели бы не «политкорректно». Художник должен был приехать навсегда, и его возвращение имело бы важный политический резонанс.

После юбилейной выставки Репина, показавшей огромный вклад художника в развитие русского искусства, началась эпопея перемещения Репина на родину. В 1926 году к нему была направлена официальная делегация во главе с И. И. Бродским. Но уговорить Репина переехать в Ленинград не удалось. Он остался в Финляндии, где его высоко ценили и считали, что «приютить у себя величайшего современного художника великой России — это действительно особая честь».

Экспонирование картин Репина в Финляндии воспринималось как большое художественное событие. «Ваши выставки здесь — праздник искусства», — писал в одном из писем к художнику журналист Оскар Костиайнен. Как свидетельствуют имеющиеся каталоги, на выставках в Финляндии было представлено около трёхсот работ Репина разных периодов его творчества.

Портрет Н. Б. Нордман. 1909 год. Холст, масло. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник. Картина поступила в 1930 году из Государственного Русского музея. Портрет написан в то время, когда Нордман и Репин были особенно близки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Главное – успеть Главное – успеть

Летнее путешествие мечты, которое нужно бронировать прямо сейчас

Лиза
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности

Почему артисты, дебютировавшие около 30 лет назад, снова становятся хедлайнерами

Forbes
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Самые крупные землетрясения в истории СССР и России Самые крупные землетрясения в истории СССР и России

Землетрясения, которые лишили крова тысячи людей в СССР и России

Maxim
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Искусственный интеллект, настоящие чувства. Почему люди заводят романы с чат-ботами Искусственный интеллект, настоящие чувства. Почему люди заводят романы с чат-ботами

Почему люди влюбляются в чат-ботов и какие опасности таят такие связи?

Inc.
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Главными последствиями засух последних лет назвали голод и кризис гидроэнергетики Главными последствиями засух последних лет назвали голод и кризис гидроэнергетики

Какие ужасные вещи назвали главными последствиями засух

N+1
Утомленные летом Утомленные летом

8 старых фильмов, где действие происходит на даче

Лиза
Колорирование волос: трендовые техники, идеи для разных типов Колорирование волос: трендовые техники, идеи для разных типов

Колорирование волос: какие техники существуют и как ухаживать за окрашиванием?

РБК
Юлия Такшина: «Я не могу позволить себе бесшабашность» Юлия Такшина: «Я не могу позволить себе бесшабашность»

«В нашем кино сильны стереотипы. Но мне грех жаловаться, мое амплуа меняется»

Караван историй
Выдыхаем после форума Выдыхаем после форума

Отрывки из путеводителя «Владивосток и окрестности»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
«Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии «Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии

Женские коммуны вместо домов престарелых — как женщины борются с одиночеством

Forbes
Строительство на Марсе: как грибы и цианобактерии помогут развитию колоний Строительство на Марсе: как грибы и цианобактерии помогут развитию колоний

Для строительства на Марсе не понадобятся ракеты с рабочими материалами

ТехИнсайдер
Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов

Технологию производства авиатоплива из биомассы создали в РГУ нефти и газа

ТехИнсайдер
Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего» Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего»

Татьяна Андреева о том, как поймать неуловимое и о новом большом проекте

РБК
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Летаем с комфортом: от каких напитков нужно отказаться на борту самолета, а к каким стоит присмотреться? Летаем с комфортом: от каких напитков нужно отказаться на борту самолета, а к каким стоит присмотреться?

Какие напитки лучше пить в самолете?

ТехИнсайдер
Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос

Мы привыкли считать, что делаем осознанный выбор, но так ли это на самом деле?

Inc.
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Тихоходное транспортное средство: что такое и каким знаком обозначается Тихоходное транспортное средство: что такое и каким знаком обозначается

Что именно считается тихоходом и какие правила обгона действуют?

РБК
Иллюзия сознания и реальность игры Иллюзия сознания и реальность игры

Книги: очередная биография Эйнштейна и исследование эмоций

N+1
Открыть в приложении