Репин считается нашим самым национальным художником

Наука и жизньКультура

Поздний Репин

Татьяна Бородина, Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Автопортрет за работой. 1915 год. Холст, масло. Национальная галерея Праги. В начале 1900-х «врачи запретили Репину работать правой рукой. <...> Он принялся работать левой рукой. Чтобы совсем освободить больную руку от нагрузки, он заказал специальную палитру, прикрепляемую у пояса, и подставку для кистей, которую ставил вблизи себя. Одно время Илья Ефимович работал двумя руками: в каждой руке — по кисточке, а палитра — на поясе . Во время письма Репин весь уходил в работу. Он терпеть не мог, если ему кто-либо мешал», — вспоминал один из его учеников, художник Н. Я. Борисов.

Прежде всего, я не бросил искусства, — писал художник К. И. Чуковскому в 1927 году, — все мои помыслы о нём»… «На девятом десятке лет моих усилий я прихожу к убеждению, что мне надо вообще очень долго, долго работать над сюжетом (искать, менять, переделывать, не жалея труда); и тогда, в конце концов, я попадаю на неожиданные клады и только тогда чувствую и сам, что это уже драгоценность. И это уже — от Духа Святого; и тогда чувствуешь, что это нечто ещё небывалое, — редкость».

Вероятно, для Чуковского эти слова оказались неожиданными, так как он неоднократно в своих воспоминаниях писал о «вечной болезненной неудовлетворённости Репина собой и своими творениями». Можно сказать, что лишь в последние годы жизни Репин поверил в своё предназначение, понимаемое им как духовная деятельность, где соединяются интуитивный опыт, эстетическое и религиозное мироощущение. Впервые в самооценке художника достаточно деликатно, но всё же прозвучала уверенность в том, что он может создавать нечто уникальное и имеющее особенное значение.

Взгляды, мысли и творчество Репина на склоне жизни — это отражение его удивительной судьбы после Октябрьского переворота.

Репин считается нашим самым национальным художником, наиболее верно выражающим суть национального самосознания. В творчестве он почти не касался сюжетов из западной жизни. Его искусство было посвящено драматургии русского общества. Волею исторических событий, никуда не уезжая из своего дома, тринадцать последних лет жизни Репин провёл за рубежом. Его усадьба «Пенаты» в посёлке Куоккала оказалась за пределами России. И это был уже не пригород Петербурга, куда на лето съезжалась художественная интеллигенция, а глубокая провинция иностранного государства. 31 декабря 1917 года Великое княжество Финляндское вышло из состава Российской империи. Пропускной пункт через границу действовал в свободном режиме ещё пять месяцев. Последний раз Репин был в Петрограде 3 апреля 1918 года, а 13 апреля, без объявления, граница была закрыта. «Теперь это пустыня: дачи заколочены, стёкла выбиты и дорожки заросли», — писал Репин в июле 1923 года Елене Павловне Тархановой.

Портрет К. И. Чуковского. 1910 год. Холст, масло. Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Санкт-Петербург. Репин и Чуковский встретились в Куоккале в 1906 году и, несмотря на разницу в возрасте (38 лет), стали близкими друзьями

Первый год жизни в независимой Финляндии был самым трудным. Репин предполагал, что грядут тяжёлые времена, но невозможно было поверить в то, что жизнь так резко изменится.

Военная ситуация на Карельском перешейке, закрытие границы, огромное количество беженцев породили в Выборгской губернии нехватку всех жизненно важных ресурсов.

Репин оказался совершенно без средств к существованию: его вклады в Русском банке в России были национализированы. У него остались только картины, от продажи которых он смог бы получать доходы. Трезво оценивая сложившуюся ситуацию, Илья Ефимович начал устанавливать контакты с финскими художественными кругами. В 1919 году, вскоре после перехода Финляндии к республиканскому правлению он преподносит в дар Финскому художественному обществу восемь лучших произведений из коллекции Н. Б. Нордман и (по неуточнённым данным) двадцать восемь картин мастеров русской живописи XIX века из своего собрания.

В мае 1920 года подаренные Репиным работы были выставлены в музее Атенеум. Выставка получила широкую рекламу. Все центральные финские газеты комментировали акт передачи картин и выставку в музее. В самом фешенебельном ресторане отеля «Сеурахуоне» в Хельсинки был организован банкет в честь Репина. На вечере присутствовали известнейшие художники, музыканты, литераторы, общественные и политические деятели. Правительство Финляндии в знак благодарности наградило Репина орденом командора II класса.

Старые друзья помогли художнику связаться с ведущими галереями в Хельсинки. С 1920 года Репин регулярно выставляет и продаёт свои работы в салоне Стриндберга и в галерее Херхаммер. С 1919 по 1930 год поверенному в устройстве выставок Василию Филипповичу Леви удалось организовать более 30 показов репинских работ не только в Финляндии, но и в Швеции, Америке, Англии, во Франции, в Чехии, Бельгии. Выставки проходили успешно, поправили материальное положение художника, но самое главное — стали стимулом для работы, способствовали творческому подъёму. «Ведь только стоит подумать, — писал Репин, — что всё это готовится для показов в больших художественных центрах».

В 1920-е годы Илья Ефимович ведёт переписку со всем миром и даже собирается поехать с выставкой и лекциями в Америку. Он выступает в прессе с яркими публицистическими статьями, готовит к изданию воспоминания «Далёкое — близкое». «По средам в ”Пенатах” по-прежнему собирается много народа, — писала Вера Ильинична, — эмигранты делают доклады... Папа показывал свои новые картины на евангельские сюжеты, очень, очень оригинально и хочется смотреть долго».

Автопортрет. 1920 год. Линолеум, масло. Музей-усадьба «Пенаты». Автопортрет поступил в музей в 1940 году из собрания сына художника Ю. И. Репина

В 1925 году финская художница Зигрид Шауман, побывав в «Пенатах», в газете «Swenskapresse» поместила статью о Репине: «Как и в молодые годы, Репин сохраняет способность познавать вещи не только умом, но и чувством. При этом таким сильным художественным чувством, каким обладает Репин, может похвастаться лишь небольшое число художников. Старый мастер продолжает много работать, курит крепчайшие сигары и даже купается в море. Воистину, всякому пожелаешь такого здоровья!»

Если говорить о душевном состоянии, конечно, оно было неоднозначно. С одной стороны, Репин деятелен и совершенно свободен от давления вечных российских идеологических проблем и противостояний. С другой — он, несомненно, скучает по друзьям. Финский журналист Оскар Костиайнен установил в кабинете художника приёмник, и Репин получил возможность узнавать что-то новое о жизни в России, его порою вдохновляла мысль ещё послужить Родине. Однако в письме к К. И. Чуковскому в 1922 году он высказал классическую для эмиграции 1920-х годов фразу: «Может ли меня тянуть в Россию?! России больше нет».

В 1924 году Илье Ефимовичу исполнилось 80 лет. В Москве, и в следующем году в Ленинграде, были устроены большие юбилейные выставки. Художник собирался даже на них поехать, но странным образом произошла путаница с приглашением. Оно пришло уже после открытия выставки и официальных торжеств. Эти унизительные для художника обстоятельства нельзя объяснить только бюрократической проволочкой. Приезд Репина в Россию и его возвращение в Финляндию выглядели бы не «политкорректно». Художник должен был приехать навсегда, и его возвращение имело бы важный политический резонанс.

После юбилейной выставки Репина, показавшей огромный вклад художника в развитие русского искусства, началась эпопея перемещения Репина на родину. В 1926 году к нему была направлена официальная делегация во главе с И. И. Бродским. Но уговорить Репина переехать в Ленинград не удалось. Он остался в Финляндии, где его высоко ценили и считали, что «приютить у себя величайшего современного художника великой России — это действительно особая честь».

Экспонирование картин Репина в Финляндии воспринималось как большое художественное событие. «Ваши выставки здесь — праздник искусства», — писал в одном из писем к художнику журналист Оскар Костиайнен. Как свидетельствуют имеющиеся каталоги, на выставках в Финляндии было представлено около трёхсот работ Репина разных периодов его творчества.

Портрет Н. Б. Нордман. 1909 год. Холст, масло. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник. Картина поступила в 1930 году из Государственного Русского музея. Портрет написан в то время, когда Нордман и Репин были особенно близки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Под кодом крови Под кодом крови

Собираешься сдать анализы?

Лиза
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Как побывать везде и не разориться: мануал для умных путешественников Как побывать везде и не разориться: мануал для умных путешественников

О хитростях при планировании самостоятельного отдыха

Playboy
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Платформенные ожидания Платформенные ожидания

Какие правила будут разработаны в рамках закона о платформенной экономике?

Ведомости
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Сергей Довлатов: зумер среди классиков Сергей Довлатов: зумер среди классиков

О роли Сергея Довлатова в литературе и причинах его современности

Правила жизни
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза

Вода теплее 28 градусов приведет к коллапсу популяций цианобактерий

N+1
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Скоро на экранах Скоро на экранах

Кем могли бы стать молодые актеры, если бы выбрали другую профессию?

Grazia
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Миллиард на неконтролируемом шуме Миллиард на неконтролируемом шуме

Звукоизоляция остаётся слабым местом новостроек

Монокль
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
Уплотнение экономического пространства Уплотнение экономического пространства

Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

Деньги
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР

Визит Акио Мориты в СССР: почему советские рабочие отпугнули основателя Sony

ТехИнсайдер
«Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru «Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru

Книга «Дом моей матери» читается как личное расследование: отрывок

Maxim
Неприметные живые фабрики Неприметные живые фабрики

Как живые организмы синтезируют токсичные вещества

Наука и жизнь
Капля стройности Капля стройности

10 ответов на частые вопросы о связи воды и похудения

Лиза
Второй шанс стать счастливой Второй шанс стать счастливой

Алсу сегодня очень востребована, но совсем недавно все было иначе

OK!
«Настало время для возрождения малых городов» «Настало время для возрождения малых городов»

С чего начинается экономическое возрождение регионов России

Деньги
Открыть в приложении