О чём пишут научно-популярные журналы мира
Напитки для нобелевской премии
Несколько лет назад в очень солидных научных журналах разгорелась дискуссия о роли напитков в деятельности учёного. Началось с того, что в октябре 2012 года главный американский медицинский журнал «New England Journal of Medicine» сообщил о чёткой корреляции между уровнем потребления шоколада и какао в разных странах и количеством Нобелевских премий, полученных представителями каждой страны. Известно, что Нобелевские премии — надёжный показатель эффективности научной политики в стране, велик их вклад в формирование её международного престижа. Автор Франц Мессерли из Колумбийского университета в Нью-Йорке на материале данных из 23 стран мира обнаружил несомненную связь объёма продаж шоколада и какао за год на душу населения с количеством нобелевских лауреатов на 10 миллионов жителей соответствующей страны. Он объяснил эту закономерность положительным влиянием флавоноидов, содержащихся в какао-бобах, на мыслительную деятельность и предложил поднимать уровень науки в стране за счёт потребления столь полезного лакомства.
Статья вызвала широкий интерес в медицинских кругах, ведь журнал, издающийся с 1812 года, читают врачи во всём мире. Откликнулись научные издания других стран. Появились работы, доказывающие аналогичную пользу и от других напитков, вплоть до молока. Немецкие математики занялись проверкой связи с кофе под влиянием высказывания знаменитого венгерского математика Пала Эрдёша: «Математик — это машина для переработки кофе в теоремы». Нет, связи между нобелевскими достижениями и потреблением чая и кофе, где также содержатся флавоноиды, обнаружить не удалось. Социологические исследования научных коллективов показали, что совместное потребление кофе улучшает моральный климат в коллективах, но на научную продуктивность не влияет.
Затем подключились и сами венгры, обратив внимание на то, что в анализ Мессерли их страна, родина 11 нобелевских лауреатов, почему-то не попала. На венгерском материале связь шоколада с научными результатами не подтвердилась, а кофе и молоко венгры не учитывали. Зато в одной немецкой работе, где применён более утончённый статистический анализ и рассмотрены соответствующие данные не по 23, а по 70 странам мира, снова подтверждается связь премий с шоколадом и отсутствие связи с кофе. Заодно автор немецкой статьи учёл и данные по потреблению табака и алкоголя, и оказалось, что они, как и кофе, не влияют на успехи страны в науках. Впрочем, исследования в некоторых других странах иногда показывают слабую положительную или отрицательную связь популярности этих продуктов в стране с уровнем науки в ней. Единого мнения нет.
По данным Швейцарской ассоциации производителей шоколада, на 2019 год Швейцария отличалась достаточно высоким потреблением какао-продуктов (10,3 кг в год на душу населения). Нобелевских лауреатов, начиная с 1901 года и по 2013 год, здесь было 26. В Великобритании соответствующие цифры 8,1 кг шоколада в год на человека, и 133 англичанина удостоились Нобелевской премии. Наконец, в США, где за всю историю было 375 нобелевских лауреатов, за год потребляют 5,3 кг шоколада на человека. Многие страны превосходят и Америку, и Англию по любви к шоколаду, но не по количеству премий. Например, Германия: 11,1 кг в год и 108 лауреатов. Но есть и страны, где потребление шоколада достаточно велико, а лауреатов совсем нет. Например, эстонцы съедают больше шоколада, чем англичане, — 8,8 кг в год на душу населения, но выдающихся успехов в науке пока не видно. Понятно, что научный уровень разных стран зависит далеко не только от потребления флавоноидов, скорее, от государственного и частного финансирования науки, от степени образованности населения, и всё же закономерность любопытная.
Заметим, что выводы всех этих работ основаны на обобщённой статистике потребления шоколада, какао, кофе, молока и алкоголя населением страны в целом. Интересно было бы собрать данные конкретно хотя бы по нескольким десяткам нобелевских лауреатов и других выдающихся учёных. Возможно, картина стала бы тогда более ясной. Получить сведения в килограммах и литрах, конечно, не удастся, так что придётся ограничиться анкетами с вопросами типа «какие напитки и сладости вы предпочитали всю жизнь или в разные её периоды?».