Сибирский Хогвартс
31 июля 1982 года я вышел из рейсового автобуса в центре новосибирского Академгородка. Добираться сюда с далекой Чукотки пришлось почти трое суток – сначала на самолете полярной авиации, а потом на ТУ-134 из Магадана. Нужная остановка находилась посреди тайги – так мне показалось после бескрайних просторов тундры. Еще часа два я плутал среди гигантских сосен, пока не вышел к зданию ФМШ – Физико-математической школы им. академика Лаврентьева. Так начался самый счастливый год моей жизни.
Как учить, кого учить, чему учить
В начале 1960-х годов академикам Колмогорову и Лаврентьеву, двум великим математикам, одновременно пришла идея создания невиданных до сих пор специализированных школ-интернатов для одаренных детей. «Средняя школа у нас пока что не подготавливает молодых людей к определенной сфере деятельности. Она стремится научить всему: и русскому языку, и иностранному, и истории, и пению, и физике, и химии, и еще десятку наук. Причем всем этим предметам стремится научить одинаково каждого, невзирая на склонности, – писал Михаил Лаврентьев. – Но ведь дети разные. Один готов выучить сто правил грамматики и правописания и триста исключений из них или запомнить полтысячи исторических дат. А другой таких завидных способностей не обнаруживает, зато прекрасно усваивает интегрирование. Выход я вижу в раннем определении склонностей ребят с помощью олимпиад, собеседований с учеными и дальнейшем специализированном обучении. Это позволит резко ускорить массовую подготовку научных и инженерных кадров».
Опыт английских и американских школ с полным проживанием не подходил: там обучались не только одаренные дети, но и дети богатых родителей (за счет которых существовали школы) и спортсмены. Учиться в существующих физматшколах в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске могли только жители этих городов. Идея Лаврентьева и Колмогорова заключалась в том, чтобы искать талантливых детей по всей стране – от Калининграда до Чукотки – и в дальнейшем учить их в специализированных школах-интернатах. В качестве примера Лаврентьев приводил появившиеся во время войны суворовские и нахимовские училища, из которых армия получала первоклассное офицерское пополнение. Он даже придумал название для новых школ: «ломоносовские училища».
Экспедиция за талантами
Легендарная ФМШ в новосибирском Академгородке началась с первой Всесибирской физико-математической олимпиады, прошедшей в 1962 году, – Лаврентьев назвал ее «экспедицией за талантами». Это было грандиозное мероприятие. На первом этапе молодые научные сотрудники отправились в самые глухие места Сибири в поисках одаренных детей, а на заключительный тур в Академгородок съехались ребята, отобранные на местах. Лучших пригласили в Летнюю школу, которая работала во время каникул.
Занятия в Летней школе подходили к концу, а постановления правительства о создании ФМШ все не было. Михаил Лаврентьев лично летал в Москву «пробивать вопрос», однако детей на это время пришлось распустить по домам. Но у ученого был козырь: он возглавлял Сибирское отделение АН СССР и в начале 1963 года, еще без разрешающих документов, рискнул открыть физико-математическую школу-интернат и сам выступил перед первыми учениками в конференцзале Института математики. Под ФМШ отдали только что построенное школьное здание, и 21 января 1963 года ребятам были прочитаны первые лекции. А 3 июля школа вручила аттестаты зрелости первым 93 выпускникам.
Летом того же года все необходимые разрешительные документы были получены, и в сентябре две специализированные физмат-школы официально начали учебный год – одна в Академгородке при Новосибирском университете, вторая – в Москве, при МГУ. Новосибирская, получается, все же заработала на полгода раньше.
Как учить
Программа ФМШ с самого начала отличалась от школьной: ее разрабатывали не педагоги, а ученые. Оно и понятно: выпускников интернатов для одаренных детей после окончания университета ждали лаборатории институтов Сибирского отделения Академии наук. Поэтому ученые стремились сразу заложить в ребят нужные знания и навыки, а главное, разжечь страсть к науке и исследованиям. На педсоветах обсуждался не только учебный план, но и организация досуга, воспитание и физическое развитие учащихся. В частности, в физматшколе предлагалось запретить шахматы. Оказывается, при занятиях математикой и во время напряженной шахматной партии в мозге активизируются одни и те же центры, а учеников следовало беречь от перегрузок. В итоге шахматы решили оставить, но на игру в карты был наложен строгий запрет. Возникали дискуссии и о том, в каком возрасте следует начинать специализированное обучение. И Лаврентьев, и Колмогоров пришли к одинаковому выводу: ранее 15 лет, за редким исключением, разглядеть потенциальные возможности подростка трудно, поэтому отбирать таланты нужно после 7–9-го класса (сейчас в ФМШ поступают после 8–10-го). Много спорили и о методе «конкурсного обучения», который позволял отобрать