«Неизвестное» плато
Чем больше я видел земель, тем сильнее мне хотелось видеть всё новые и новые края. Всякая новая даль существует для меня до сих пор как огромная синеющая, великая загадка, скрывающая в своей мгле новизну.
К. Г. Паустовский. Повесть о жизни
Эпоха Великих географических открытий отошла в прошлое. На Земле не осталось «белых пятен». Неужели наступили столь скучные времена, что взоры первопроходцев обращены только к далёким планетам и звёздам, сверкающим в ночи? Вовсе нет! Открывать можно и то, что давно есть на географической карте. Открытие — понятие ёмкое и многогранное. Пытливому изыскателю и хорошо известные объекты могут предстать с неожиданной стороны… В конце концов, для увлечённого путешественника посещение нового места — это личное открытие. Всегда! Свои собственные ощущения не заменишь сторонней информацией. Особенно, если она скудна и суха.
Вот так недавно с подачи Сергея Карпухина, пейзажного фотографа и путешественника, я узнал, что в центральной области Среднесибирского плоскогорья существует своеобразная фотографическая terra incognita — Вилюйское плато. И действительно, мне не удалось найти на тот момент в интернете ни одной стоящей фотографии этих мест. Сказалась, видимо, их безлюдность, труднодоступность, а также близкое соседство гораздо более известного и популярного у туристов плато Путорана. Уже одно это подогрело мой интерес к предложенному путешествию. А взглянув на космический снимок предполагаемой точки высадки на северо-восточной окраине плато, где оно круто обрывается в сторону долины реки Оленёк, я убедился, что дело того стоит: моё воображение возбудили необычные формы рельефа. И я решил, что непременно должен увидеть собственными глазами этот загадочный объект.
Путь предстоял неблизкий и в совершенно необитаемые земли. В таких обстоятельствах единственным доступным средством добраться до цели оказался вертолёт.
...Из иллюминатора вертолёта было хорошо видно, как сплошным зелёным полотном стелилась и уходила вдаль лиственничная тайга, изредка прорезаемая извилистыми голубыми лентами рек с хорошо заметными песчаными отмелями, затоками и маленькими блюдцами пойменных озёр. Через 150 км довольно однообразный равнинный ландшафт сменился на горный, представлявший собой плоские и сухие участки, разделённые глубокими каньонами и широкими долинами. Мы сделали несколько кругов в назначенном для высадки районе в поисках воды, пока, наконец, не заметили её блеск. Это были верховья Олломокита — одного из притоков Нижнего Яральина, впадающего в реку Оленёк в нескольких десятках километров отсюда.
Вертолёт совершил посадку на плоском участке плато, откуда уже вручную пришлось спустить весь походный груз в каньон, поближе к воде, где и был организован наш базовый лагерь. Отсюда мы налегке уходили на целый день в разных направлениях. И каждый такой поход приносил открытия.
«Глаз»
Первым делом мы посетили объект, который был ближе и доступнее всего. Он представлял собой почти плоскую гору куполообразной формы. Периодически, на пути к слабо выраженной вершине, приходилось пересекать довольно широкие каменистые гряды, состоявшие из обломков осадочных пород. Они тянулись в обе стороны, явно образуя концентрические окружности вокруг купола, но масштаб горы не позволял представить себе гигантский узор, сложенный этими образованиями. Зато когда мы достигли вершины купола и в воздух взвились взятые с собой квадрокоптеры, первые же фотографии с высоты заставили ахнуть от восхищения. Мы находились прямо в центре зрачка гигантского глаза! Узкие и тёмные радиальные линии (высохшие водотоки) лишь добавляли сходства с роговицей.
Как сформировалось такое чудо, понять просто, если учесть, что основная масса Вилюйского плато сложена пластами морских осадочных пород палеозоя (силур и более молодые отложения): в основном известняками, а также доломитами и другими породами1.
1 Григорьев А. А. Геоморфологический очерк Якутии. — Ленинград: Изд-во Академии наук, 1927. Маак Р. К. Вилюйский округ Якутской губернии. Часть 2. — Санкт-Петербург: Типография и хромолитография А. Траншеля, 1886.
Представьте теперь этот слоёный пирог, периферию которого «слизала» эрозия. Края горизонтальных слоёв обнажились на торцах и образовали заметные концентрические окружности. «Зрачок» же представляет собой плоский остаток самого верхнего сохранившегося пласта.
С северо-западной окраины «Глаза» мы увидели вдалеке проблески воды — там, за зелёной полосой тайги, змеился Оленёк. Именно здесь в 1853—1855 годах прошла экспедиция под руководством Ричарда Карловича Маака. Исследователи пересекли тогда Вилюйское плато дважды, пройдя вначале на север от Вилюя до реки Оленёк, а потом, переместившись восточнее до правого её притока Алакита в месте впадения в него реки Мастах, повернули обратно на юго-запад к Вилюю. Интересно, что Р. К. Маак ошибочно принял пересечённый им водораздел за широтный хребет, тянущийся на восток до реки Лена: «Хребет, служащий с одной стороны, именно с южной, водоразделом притоков реки Вилюя, с северной и северо-западной — речных систем Оленёка и Хатанги, до настоящего времени не имеет научного названия, и я предлагаю назвать его Вилюйским хребтом»2.
2 Маак Р. К. Вилюйский округ Якутской губернии. Часть 2. — Санкт-Петербург: Типография и хромолитография А. Траншеля, 1886.
Название, данное Мааком, просуществовало достаточно долго. По крайней мере, в 1927 году на картах фигурировал именно «хребет», как свидетельствует геоморфолог А. А. Григорьев, автор научного очерка о Якутии: «Этот Вилюйско-Оленёкский водораздел, носящий на картах название Вилюйского хребта, представляет собой очень пологое повышение плато, над которым возвышаются отдельные плосковерхие столовые горы. Склоны этих столообразных останцов, как и склоны плато к речным долинам, носят часто ступенчатый характер, причём местами отмечалось присутствие трёх высоких террас (не считая останцов)».
Вид сверху в данном случае оправдан в силу громадного масштаба наблюдаемых формаций, но при этом от глаз ускользают интереснейшие мелкие детали. А ведь значительная часть купола имеет очень оригинальную структуру. Достаточно взглянуть под ноги.
Довольно ровная поверхность горы испещрена «сотами» — таково первое впечатление от увиденного. Глинистые, с примесью мелкого щебня, пятна неправильной формы отделены друг от друга узкими бордюрами скромной тундровой растительности и равномерно покрывают обширную площадь. Это так называемый медальонно-пятнистый тип тундрового микрорельефа криогенного происхождения (или просто «пятнистая тундра»). Пятна могут принимать и форму почти правильных многоугольников (полигонов), и тогда используют другой термин — «полигональная тундра». В целом же такие формы микрорельефа образуются в арктической зоне при непосредственном участии вечной мерзлоты (согласно известным данным3, в районе Вилюйского плато толщина вечной мерзлоты достигает рекордных полутора километров!).
3 Анисимов О. А. и др. Континентальная многолетняя мерзлота. Методы оценки последствий изменения климата для физических и биологических систем. Науч. ред. С. М. Семёнов. — М.: 2012, с. 301—359.