А. А. Берлин — один из создателей научной школы по химической физике полимеров

Наука и жизньНаука

Идеи, теории и полимеры

Академик Александр Александрович Берлин. Фото: ras.ru

Александр Александрович Берлин — один из создателей научной школы по химической физике полимеров. Результатом его более чем полувековой работы в Химфизике стал ряд фундаментальных и прикладных исследований по кинетике, термодинамике и механизмам процессов полимеризации, по макрокинетике сверхбыстрых химических процессов, деструкции и горению полимерных материалов, а также по механизмам разрушения и прочности полимеров, армированных и наполненных композиционных материалов. Академик А. А. Берлин продолжает заниматься исследованиями полимеров и генерировать новые идеи, но при нынешнем состоянии отечественной науки не видит возможности воплотить их в жизнь.

В Институт химической физики я пришёл в 1961 году, ещё студентом Физтеха. Скоро 60 лет, как я тут работаю, из них 20 лет, причём далеко не самых простых, был директором.

По образованию я физик, а работать всю жизнь пришлось на стыке двух наук — физики и химии. Я люблю шутить, что химическая физика — это когда человек не знает ни химию, ни физику. Но если серьёзно, удалось выполнить ряд важных исследований, позволивших понять, как происходит образование и деструкция полимеров и как сделать полимерные материалы более прочными и устойчивыми, в том числе к горению.

Трубка вместо реактора

Многие из фундаментальных работ имели прикладное значение; например, мы создали реактор для быстрых химических процессов. Началось это так. В Уфе, в Башкирском государственном университете, кафедрой полимеров заведовал профессор Карл Самойлович Минскер. Как-то он приехал консультироваться к академику Николаю Сергеевичу Ениколопову, моему научному руководителю ещё со времён дипломной работы. Тот сказал: мне некогда, вон у меня есть Берлин, с ним поговори. Мы с Минскером подружились и много лет совместно работали. Он занимался, в частности, различными практическими делами на заводах, внедрял разного рода разработки. В советское время это было возможно.

Как-то на заводе Салаватского нефтехимического комбината возникли проблемы с процессом получения олигомеров изобутилена: упало качество продукта и производительность реактора. Директор завода, друг Минскера, попросил его помочь, а он пригласил меня. Мы поехали на завод. Там стояли огромные реакторы в два этажа, объёмом несколько кубов. Стали разбираться, смотреть кинетику процесса и выяснили, что сама химическая реакция идёт очень быстро, а большой реактор нужен просто для того, чтобы тепло отводить. Сделали реактор из трубочек небольшого диаметра, и производительность стала выше, чем у большого реактора. Причём директор поставил эти трубочки внутрь большого реактора, чтоб их не было видно. Иначе бы пришлось всё долго оформлять, объяснять. А так — вроде как и нет ничего, а производительность резко выросла, и план выполняется. С этого случая начались наши работы по химическим реакторам. Их потом было немало.

С этими реакторами-трубками связано несколько анекдотических историй. Например, такая. На заводе в Сумгаите, где осуществлялся точно такой же химический процесс, прокорродировал реактор. Заказали новый реактор в Ленинграде, но пока его изготовят… А план надо выполнять сейчас. В какой-то газете написали про наш реактор, на заводе прочли и позвали нас на свой техсовет. Мы приехали. Выступили. Они не верят — да не может быть, вы, наверное, врёте. Мы говорим: возьмите вот эту трубочку, попросите сварить вот таким образом и попробуйте, получится или нет. Они отвечают — нет уж, привезите нам готовую. И мы эту трубочку везли из Уфы на поезде. Установили — процесс идёт. Потом доставили новый реактор — большой, из Ленинграда. Положили на территории завода, и с него тут же умельцы сняли все блестящие части, всё украли, что можно было. Так в советское время тоже бывало, увы. А тут проверка — хозпартконтроль: реактор, который стоит миллионы рублей, просто так валяется! За такое могли посадить. Встречает нас механик, уходите, говорит, ужас, что происходит. Ну, мы уехали. Через какое-то время приезжаем снова — механик весёлый. Мы, говорит, этот большой реактор поставили. А трубочку вашу рядом прикрепили, и всё идёт через неё. Работает прекрасно! План перевыполняем! На этом всё успокоилось. А механик был очень доволен, потому что с большим реактором ему возиться приходилось, а с маленьким не было никаких проблем. У него освобождалось много времени, и он на кладбище варил решётки. Прибыльный был бизнес.

Продолжением работы с заводскими реакторами стало создание теории макрокинетики быстрых реакций в турбулентных потоках. Люди, которые проектировали реакторы, думали, что химическая реакция протекает медленно, а она шла очень быстро. В то время было недостаточно информации по кинетике химических процессов, а мы разработали теорию, разобрались, модифицировали свой реактор и начали его внедрять в других технологических процессах. Чтобы проводить химическую реакцию, мы искусственно создавали турбулентные потоки, а потом уже в этих условиях получали нужный результат. За это мы получили премию — сначала Правительства Татарстана, поскольку там мы внедряли свою разработку в производство каучуков, а потом уже Правительства Российской Федерации.

Чтобы из искры не возгорелось пламя

Другая наша работа касается разработки теории и практики снижения горючести полимерных материалов. В своё время у нас были хорошие самолёты типа Ту-104. Чем они были хороши? Россия всегда славилась планерами, аэродинамикой, двигателями. А что было плохо — так это интерьер самолёта. Он не соответствовал международным правилам пожаробезопасности.

Курировал работы по материалам для авиации академик Кузьма Андрианович Андрианов. И вот он сказал: а займитесь-ка вы в Химфизике горением полимеров с тем, чтобы создать негорючие полимерные материалы. Мы занялись — и кое-что сделали в этом направлении.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чай по-менделеевски Чай по-менделеевски

Кулинарные истории

Наука и жизнь
Дивный новый мир Дивный новый мир

Ресторанный критик Александр Сысоев рисует гастрономическую картину будущего

AD
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
«Кто, если не мы» «Кто, если не мы»

Алексей Немов о своем шоу «Легенды спорта» и проекте «Немов-центр»

OK!
«Зелёные русалки» наших вод «Зелёные русалки» наших вод

Кувшинка, словно сказочная наяда, являет себя миру, удивляя красотой

Наука и жизнь
Смерть — всего лишь иллюзия? Смерть — всего лишь иллюзия?

Ученый Роберт Ланца уверен, что Эйнштейн был прав: смерть — просто иллюзия

Psychologies
Фтор: разрушающий или созидающий? Фтор: разрушающий или созидающий?

Написать эту заметку меня побудило желание рассказать об удивительном элементе

Наука и жизнь
Страсти по колбасе Страсти по колбасе

Есть ли вред в колбасе и оправданны ли нападки на неё со стороны учёных

Здоровье
Перед большим полётом Перед большим полётом

Совсем недавно орнитолог Григорий Ерёмкин пригласил меня в гости к журавлям

Наука и жизнь
Как YouTube-блогеры запускают свои бренды Как YouTube-блогеры запускают свои бренды

Почему видеоблогеры, рассказывающие о мужской моде, запускают собственные бренды

Esquire
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
Секунда — огромный мучительный год Секунда — огромный мучительный год

Где корни психофобии и все ли в порядке с вами самими

Glamour
«Ламантенок» ищет маму «Ламантенок» ищет маму

В России как-то не задалось с авианосцами

Maxim
Абсолютная влажность Абсолютная влажность

Любятинка – личность разносторонняя: она и блогер, и фитнес-тренер, и певица

Maxim
Елки-моталки Елки-моталки

Хорошая хозяйка знает, что Новый год – никакой не праздник

Cosmopolitan
Банк России подготовил почву для нового снижения ставок по вкладам Банк России подготовил почву для нового снижения ставок по вкладам

В сентябре ставки по банковским вкладам продолжили снижаться

Forbes
Пептиды — тёмная материя биологии? Пептиды — тёмная материя биологии?

Вадим Тихонович Иванов о химии живого

Наука и жизнь
Горячо — холодно Горячо — холодно

У Агнии Дитковските безукоризненный голливудский типаж

OK!
Есть ли жизнь в космосе и другие вопросы, за которые дали Нобелевскую премию по физике и химии в этом году Есть ли жизнь в космосе и другие вопросы, за которые дали Нобелевскую премию по физике и химии в этом году

Кому дали Нобелевские премии по физике и химии в 2019 году

Esquire
Александр Ерохин: «Выход сборной на Евро – главный подарок на мой день рождения» Александр Ерохин: «Выход сборной на Евро – главный подарок на мой день рождения»

Футболист сборной России и питерского «Зенита» Александр Ерохин

GQ
Движение к ленточке Движение к ленточке

Тейпирование - метод, сохраняющий лечебный эффект мануальной терапии

Здоровье
«Если бы знала о болезни, не рожала бы»: появились откровения Жанны Фриске «Если бы знала о болезни, не рожала бы»: появились откровения Жанны Фриске

Сегодня на суд публики были представлены откровения Жанны Фриске

Cosmopolitan
Семидесятые, монохром, деконструкция: лучшие мужские выходы на показах недели моды в Париже Семидесятые, монохром, деконструкция: лучшие мужские выходы на показах недели моды в Париже

Череда модных показов сезона весна-лето 2020 подошла к концу

Esquire
Общий вид на Вселенную: за что дали Нобелевскую премию по физике Общий вид на Вселенную: за что дали Нобелевскую премию по физике

Кто получил Нобелевскую премию по физике 2019 года

Forbes
Анна Снаткина: «Крепкий брак – сложная работа» Анна Снаткина: «Крепкий брак – сложная работа»

Актриса Анна Снаткина о романтике в семье и секретах красоты

StarHit
Почему в индустрии моды существует рабство Почему в индустрии моды существует рабство

Одна из больших глобальных проблем моды сейчас — трудовое рабство

Esquire
Как по нотам Как по нотам

К осеннему сезону бренды представили новые версии парфюмерных хитов

Grazia
Несчастливые «Союзы»: космические трагедии Советского Союза Несчастливые «Союзы»: космические трагедии Советского Союза

За всю историю советской космонавтики было всего 2 случая гибели космонавтов

Популярная механика
Хна для волос: как правильно выбрать Хна для волос: как правильно выбрать

Рассказываем, как правильно выбрать хну для волос

Cosmopolitan
Модные шапки, осень 2019: шапки бини Модные шапки, осень 2019: шапки бини

Как бини полюбились модной публике и почему стали особенно популярны сейчас

Esquire
Открыть в приложении