Женский орден на мужской груди
Система орденов Российской империи отличалась от советского времени и наших дней не только по составу и виду наградных знаков, но и по самой сути этого явления. Сегодня мы привыкли, что орден — это внешнее отличие за те или иные заслуги. В царское же время орден рассматривался как корпорация кавалеров во главе с монархом. Отсюда возникали многие нюансы, которые можно объяснить только при понимании исторического контекста.
Зимой 2015 года в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве открылась выставка семейного дворянского портрета XVIII и XIX веков, на которой были представлены более 170 произведений. Среди них привлекали внимание три портрета кисти курляндского художника Иоганна Эггинка, или, как его звали в России, Ивана Егоровича. Две парные овальные акварели представляют чиновника с женой, а на третьей изображены их дети — две девочки и мальчик. Возраст детей можно определить приблизительно. Ведь в то время взрослели раньше, чем сейчас. В «Евгении Онегине» няня рассказывает Татьяне, что замуж её выдали в 13 лет, а жених Ваня был и того моложе. Сам Пушкин писал, что «15-летняя девка в нашем климате уже на выдании». В дворянских семьях дела обстояли ненамного лучше. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» обличал мезальянсы 15-летних девушек с богатыми стариками. В конце концов, 19 июля 1830 года Николай I ограничил ранние браки для невест возрастом 16 лет.
С учётом этого можно полагать, что де - вочкам на акварели 12–14 и 9–11 лет, а их младшему брату лет 5–7. Обращает внимание прямой, украшенный камнями крест на шее старшей сестры. Эта подчёркнуто видимая деталь указывает, что семья исповедует христианство, но при этом не относится к православным верующим, у которых не было принято демонстрировать свой нательный крест или носить его в виде женского украшения. Вы никогда не увидите такого на портретах русских дам поверх их ослепительных декольте.
Отец семейства изображён в форменном фраке с командорским знаком на шее ордена Гражданских заслуг Баварской короны. Можно было бы даже принять его за иностранца. Тем более что Эггинк долго путешествовал и много работал в Европе. Но лацкан фрака украшают ленточки российских орденов. Первой в петлю продета красно-чёрная ленточка ордена Святого Владимира. Поскольку на шее чиновника нет Владимирского креста 3-й степени, значит, он награждён только «маленьким Владимиром» 4-й степени, который носили на груди. Следующей идёт красная ленточка с прерывистой белой строчкой по краям, за ней — голубая с белыми каймами ленточка уже знакомого нам баварского ордена. После неё мы видим красную ленточку с белыми полосками ордена Святого Станислава. Отсутствие его креста на шее снова указывает, что чиновник награждён лишь низшей 4-й степенью. Завершает ряд опять красно-чёрная ленточка. Но по правилам ношения это не может быть ещё один орден Святого Владимира. В данном случае ленточка означает бронзовую дворянскую медаль в память Отечественной войны 1812 года, которую носили на Владимирской ленте.