На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техникаHi-Tech

Река невидимой мощи – контактная сеть

Автор: Иван Варгатый

Электровоз переменного тока ВЛ80С у поста секционирования контактной сети

…Стоянка в Староминской впечатлений никаких не оставила. Постояли, посмотрели в зеркала, ничего кроме двух белых фонарей не увидели и поехали. На дворе декабрь – месяц, когда почти у всех на уме лишь работа, дом да закупки к Новому году. Шесть часов вечера – а уже ночь и холод. «Зачем нам твой курорт?» – как сказал папа Дима, отец дяди Фёдора. Перрон оживет в мае, когда народ потянется в Ейск, а пока и поезд не шибко длинный, и вагоны полупустые – разгонять легко. Редукторы быстро провыли свою песню и к сорока километрам в час ушли куда-то в ультразвук, вентиляторы на низкой частоте даже на стоянке почти не было слышно, но за них с лихвой отрабатывала ходовая – от грохота аж дрожала обшивка кабины. Да еще зудели силовые шины.

В левом окне проплыла тяговая подстанция, скоро будет нейтральная вставка. Пока разгоняемся, но вот вдалеке замаячил своей нездоровой синевой «нейтральный смайлик» знака «Отключить ток на электровозе». Надо глушиться. Кабину плавно залило алым светом загорающихся вверху ламп – В3, В2, В1, потом ТД с шестой по первую… Лесопосадки, невидимые за красным бликом лобового стекла, на миг проявились в молниевом свете дуги.

Знаки «Отключить ток на электровозе» и «Включить ток на электровозе»

Покидаем территорию одной фазы и влетаем под другую. Лишь в рельсах безраздельно царит третья фаза – фаза С, непривычно для «сухопутных» энергетиков хитро заземленная. Каждые полчаса-час над электровозом сменяются фазы А и В, лишь третья тянется от Владикавказа до Рязани, а не будь в Самаре с Екатеринбургом старой системы постоянного тока – тянулась бы безраздельно до Владивостока… А вот и конец нейтральной вставки. На токоприемнике искранула еще одна дуга, куда слабее первой, зато в кабине вспыхнула настоящая цветомузыка.

Зеленый огонь локомотивного светофора сменился красно-желтым, резанул уши динамик, засвистел клапан автостопа. Ругнувшись, машинист молниеносно дал ступень торможения, но куда там – летим за 80, а на красно-желтый ограничение 60. Не успеем, сорвет. Однако цирк уехал так же внезапно, как и появился – блоки индикации вновь позеленели в полном согласии со светившим вдалеке светофором, свист ЭПК стих.

– Бывает, и именно на этой вставке… – пояснил командир.

В предыдущей статье, третьей в цикле, был разъяснен принцип передачи на локомотив показаний напольных светофоров – с помощью слабого тока в рельсах и улавливающих его поле катушек перед первой колесной парой. На участках, электрифицированных постоянным током 3,3 киловольта, сигнальный ток имеет частоту 50 Гц, а где тяговое электроснабжение идет переменным током 27,5 кВ, 50 Гц – там так нельзя, сигнальный ток будет забит тяговым. Там применены 25 Гц, реже – 75. Однако по разным причинам иногда случаются сбои кодов – например, из-за мощных помех при проезде нейтральной вставки, как в рассказе выше.

Контактная сеть есть даже на детских рисунках, а линию обратного тока замечают лишь внимательные

Совместная работа устройств тягового электроснабжения и СЦБ (сигнализации, централизации, блокировки) – вообще большая проблема. Чтобы ее понять, нужно разобраться и с первым, и со вторым. Начнем с электроснабжения. Троллейбусу для питания нужны два контактных провода, трамваю же, электровозу, вагону метрополитена или машине с аттракциона «Автодром» достаточно одного провода – в роли второго выступают рельсы, на автодроме – металлический пол. В метрополитене, правда, роль первого провода тоже играет рельс – контактный, подвешенный сбоку от пути, но не суть... Вроде бы все просто: один полюс источника питания подключается к контактному проводу, второй полюс подключается к рельсам, рельсы заземляются, чтобы между землей и ними не было потенциала, опасного для людей – и все?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Неизвестный Нижний Неизвестный Нижний

Нижний Новгород сочетает в себе богатство купеческой жизни и традиции

Отдых в России
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Особи, держащие в страхе жителей Индонезии: какие оборонительные стратегии используют ящерицы и другие факты Особи, держащие в страхе жителей Индонезии: какие оборонительные стратегии используют ящерицы и другие факты

Давайте узнаем, что скрывают, на первый взгляд, безобидные ящерицы

ТехИнсайдер
Философия зрения: вчера, сегодня, завтра Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – сила
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
«Погрузишь легочного, а привозишь с заворотом кишок!» Что говорили водители про первый советский грузовик АМО «Погрузишь легочного, а привозишь с заворотом кишок!» Что говорили водители про первый советский грузовик АМО

Посмотрите на историю первенца автопрома СССР глазами живых очевидцев

ТехИнсайдер
Кочевые племена Кочевые племена

Хотите ли вы узнать, что ощущали русские землепроходцы?

Отдых в России
Хватит есть! Хватит есть!

8 неочевидных причин, почему мы переедаем

Лиза
«Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии» «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии»

Что гобелен из Байё сообщает о завоевании Англии нормандцами

N+1
От слов к действию: как бизнес помогает фондам спасать детские жизни От слов к действию: как бизнес помогает фондам спасать детские жизни

Как бизнес и благотворительные фонды помогают больницам и тяжелобольным детям

СНОБ
На вес золота На вес золота

Мифы и правда о драгметаллах: выбираем способ хранения сбережений

Лиза
«Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог «Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог

Как начать жить, если родители внушили чувство долга перед ними?

Psychologies
Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи

Что такое коллаген? Нужно ли его пить для здоровья кожи?

ТехИнсайдер
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Неожиданная Азия Неожиданная Азия

7 вещей, которые нужно успеть сделать в Малайзии, если ты приехала впервые

Лиза
NASA испытало прототип робота для поиска жизни в океане Европы NASA испытало прототип робота для поиска жизни в океане Европы

NASA испытало прототип робота для поиска жизни в океане Европы

N+1
Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо

С чем связан синдром отличницы? Какие у него последствия?

Psychologies
Следует жить Следует жить

Как Мауро и Жан-Франка Риччи переосмыслили яркий автомобильчик Runabout

Автопилот
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Николай Свечин: Время имеет вкус, цвет и запах, и автор обязан их различать Николай Свечин: Время имеет вкус, цвет и запах, и автор обязан их различать

Николай Свечин рассказал о сюжете нового романа и судьбе Лыкова после революции

СНОБ
Легенды Имандры Легенды Имандры

Что же влечет туристов в место, расположенное среди каменистой тундры и гор

Отдых в России
Ваш электромобиль проедет 300.000 км без ремонта батареи, утверждает исследование. Ну что, поверим? Ваш электромобиль проедет 300.000 км без ремонта батареи, утверждает исследование. Ну что, поверим?

Деградация аккумуляторов оказалась значительно меньше, чем многие думали

ТехИнсайдер
Мир искусственного света Мир искусственного света

Ученые СПбГУ сделали светодиоды ярче и долговечнее

Санкт-Петербургский университет
Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего

Есть ли у человечества возможность отказаться от грязных ресурсов?

Forbes
Интернет: зависимость или досуг? Интернет: зависимость или досуг?

Интернет: обратная сторона медали

Здоровье
Открыть в приложении