«Я везде ищу сценарии»
Драма «Почтарь» с Александром Петровым в российском прокате с 24 апреля

Режиссер Андрей Разенков много лет пытался запустить в производство фильм о необычном почтальоне, который в Великую Отечественную войну отказывается сообщать людям дурные вести. Все сложилось, только когда за проект взялась продюсер Елена Яцура, она же предложила артиста на главную роль. Вот рассказ Александра Петрова о том, как ему работалось над этим образом, зачем ему множество блокнотов и какая глубина нужна командиру подлодки.
У вашего героя был прототип?
Андрей Разенков говорил, что сценарий сложился из двух историй. Бабушка ему рассказала о почтальоне, который в войну вместо похоронок разносил письма, им же и написанные, чтобы родные и близкие думали, будто человек жив и с ним все хорошо. А уже к самому Андрею приходил мальчик-почтальон — блаженный, юродивый немножко. Зная об этом, лучше понимаешь, почему мой герой не на фронте, хотя действие фильма происходит в 1942 году.
Я помогал фондам, встречал много людей с особенностями, проводил с ними время. Мне нравится с ними общаться. Этот опыт помог придумать образ героя и доработать детали, например, как он ходит — не хромает, а ставит ногу на носок. Андрей мне полностью доверился.
В фильме ничего не говорится о детстве почтаря — только, что он очень рано остался без родителей. Это сделано специально?
Мы с Андреем много это обсуждали — нужны ли пояснения. Это частая ситуация: в каком-то дворе, московском или провинциальном, живет необычный человек, которого все знают, но при этом часто забывают, как его зовут, и уж тем более не углубляются в то, откуда он взялся. Никому не интересно разбираться, какая у него история. Так же и в фильме. Почтаря никто никогда ни о чем не спрашивал. Дали ему комнатушку рядом с почтой. И он живет, работает. Можно поразмышлять насчет его биографии, но как будто бы понимание этого ни мне, ни зрителю ничего не добавляет. И в этом умолчании есть образность, которая не дает истории сузиться до биографии конкретного человека. Тем более что потом появляется еще и метафорическое объяснение.
У героя не очень складывается общение с людьми, зато возникает большая любовь с белой кобылой по имени Роза. А у вас какие отношения с лошадьми?
Мне кажется, у нас получилось передать чувства почтаря. Только Роза его понимает, только ей он может что-то рассказать, и она его услышит. Он в это искренне верит, восхищается ею.
А у меня отношения с лошадьми сложные. Я люблю на них смотреть, но от езды верхом не получаю большого удовольствия. Все мои навыки очень хорошо показаны в одной из частей «Гоголя», когда моему герою дают коня и велят: «Скачи!» А он не умеет. На съемках я так и говорил: «Как не уметь, я вам сейчас покажу — главное, чтобы лошадь никуда не убежала».
Съемки «Почтаря» проходили в том числе в музее-заповеднике Сергея Есенина в селе Константиново. Вы там бывали раньше?
Нет. Когда я снимался в «Декабре» (фильм о последних днях Сергея Есенина.— Прим. ред.) у Клима Шипенко, он мне не раз предлагал съездить. Но я понимал, что мне это будет скорее мешать. Когда я приехал в Константиново на съемки «Почтаря», я уже был готов, потому что прошло много времени. Конечно, все это произвело на меня сильное впечатление — виды, село, Казанская церковь на берегу Оки, где крестили Есенина.
Вы посмотрели по-новому на Есенина после «Декабря»?
Да я вообще его узнал. Мы попытались залезть в его голову. Много всего мистического происходило на съемках. Меня селили в пятый номер, я ехал на съемки в пятом купе (поэт покончил с собой в пятом номере гостиницы «Англетер».— Прим. ред.). Где-то рядом всегда был Есенин. Даже мой маленький московский офис сейчас расположен недалеко от дома, где жил Есенин. Я сначала его арендовал, а потом увидел на соседнем доме мемориальную доску.