«Отсутствие масштабных идей сдерживает приток инвестиций»
На чьи деньги стоит рассчитывать российским стартапам

На российском венчурном рынке сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, денег вроде бы достаточно, с другой — стартапы жалуются, что найти финансирование проектов крайне сложно. Действительно ли это так, в какие проекты инвесторы готовы вкладываться, а в какие — нет, «Эксперт» выяснял у Владимира Саковича, генерального директора SK Capital.
Новые инвесторы
Российскому сектору венчурных инвестиций хватает инвесторов?
Венчурные инвесторы в России не только сохранились, появляются и новые. Это происходит по разным причинам. Во-первых, есть игроки, которые видят в развитии российского технологического рынка потенциал и хорошую возможность для получения доходности. Во-вторых, появились инвесторы со своими стратегическими задачами и мотивами, например доступ к технологиям, развитие собственных компетенций, расширение клиентской базы. Существуют очень разные модели.
Можете привести примеры этих инвесторов и моделей?
Например, Сбер с 2024 года действует как инвестор во внешних венчурных фондах (limited partner), сочетая финансовые и стратегические цели. Для компании это принципиально новая модель: Сбер понимает, что не может охватить все высокотехнологичные проекты самостоятельно, поэтому инвестирует через сторонние фонды. Еще пример — фонд «Восход», созданный структурами «Интерроса» и активно инвестирующий в посевные проекты в России. В 2023 году один из фондов, инвестирующий в ИТ-технологии и находящийся под управлением SK Capital, привлек дополнительные 1,5 млрд руб. за счет средств различных внешних финансовых инвесторов.
Это лишь верхушка айсберга. Есть множество источников капитала, которые пока не институционализированы или не афишируют свою деятельность: корпорации, семейные офисы и финансово-промышленные группы вкладываются в технологии опять же либо из-за инвестиционной привлекательности, либо для решения собственных стратегических задач.
Это новые инвесторы?
Это абсолютно новые игроки. Их капитал ранее не работал на венчурном рынке. Он работал, но на других, не венчурных направлениях.
Кроме того, после 2022 года многие российские компании и предприниматели получили возможность кратно вырастить свой бизнес, в первую очередь за счет замещения иностранных поставщиков и вендоров, работавших в нашей стране. Можно прямо сказать: начиная с 2022 года в России сколочен новый технологический капитал. Часть прибыли от этого капитала предприниматели уже начинают реинвестировать в стартапы. Пока они не так заметны, как крупные фонды, но их влияние растет.
Еще один источник «новых денег» — IPO. В 2023–2024 годах ряд российских технологических компаний, таких как IVA Technologies, Arenadata и Astra Linux, провел на Московской бирже публичные размещения. Некоторые из них все еще сохраняют признаки венчурных проектов: высокие технологические риски, динамичный рост, постоянная модернизация продуктов. Однако они решили привлекать капитал не через закрытые раунды классических венчурных схем, а через биржу. Значительная часть этих размещений была профинансирована розничными инвесторами, и это абсолютно новые деньги, которых раньше на рынке не было.